Дело №2-688/2023
25RS0002-01-2022-010219-41
Решение
именем Российской Федерации
27 марта 2023 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при секретаре Макарян А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березиной Ирины Викторовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включения в страховой стаж периодов, досрочном назначении пенсии,
установил:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включения периодов в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обосновании исковых требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от дата № ей было отказано в установлении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При рассмотрении заявления о назначении досрочной страховой пенсии ответчиком не включен в специальный стаж период учебы с дата по дата в СГПТУ № 32 г. Андропова, а также с дата по дата, с дата по дата отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет.
Считает, вышеуказанное решение об отказе в установлении страховой пенсии незаконным и необоснованным, так как возможно применение ранее действующего законодательства, а именно Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от дата №; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы (иной деятельности): период учебы с дата по дата в СГПТУ № 32 г. Андропова, а также периоды с дата по дата, с дата по дата отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по доводам, указанным в иске. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены указанные в исковых требованиях периоды для подсчета страхового стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.
Представитель ответчика ФИО5 требования не признала по доводам возражений. Дополнительно пояснила, что правовые основания для назначения пенсии в связи с уменьшением возраста на основании ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» у истца отсутствуют, так как отсутствует продолжительность требуемого для этого стажа в 37 лет на момент обращения, поскольку в этот стаж засчитываются только периоды трудовой деятельности и не подлежат включению спорные периоды. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, дата Березина И.В. обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от дата № истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку у истца отсутствует продолжительность требуемого стажа. В решении указано, что в страховой стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию не подлежат включению следующие периоды: - один месяц в 2003году, с дата по 06.10.202020 - отпуска без содержания; с дата по дата, с дата по дата - отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ребенком) возраста 3 лет. Данные периоды относятся к периодам, предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые не засчитываются в страховой стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, в связи с длительным стажем работы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (ч.1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
В частности, согласно положениям указанной статьи право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 2, 3 ст. 8 установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия назначения страховой пенсии по старости, указанные выше введены Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Статьей 35 Закона № 400-ФЗ установлены переходные положения, предусматривающие, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет (часть 1) и далее начиная с дата ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Закону № 400-ФЗ (часть 2; а величина ИПК, при наличии которой с дата назначается указанная пенсия, не может быть ниже 6,6 с последующим увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (часть 3).
Таким образом, у женщин 1966 года рождения возникает право выхода на пенсию на общих условиях в 58 лет, с учетом положений предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Право у женщин на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено наличием страхового стажа определенной продолжительности.
Статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен порядок исчисления страхового стажа.
Пунктом 8 ст. 13 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона № 400-ФЗ.
В статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
В силу п. 8 Правил 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Анализ приведенных выше норм пенсионного законодательства свидетельствует о том, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также периоды учебы не могут быть включены в подсчет страхового стажа, требуемого для определения права на досрочное пенсионное обеспечение по нормам п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Материалами дела подтверждается, что территориальным органом СФР обоснованно исключены спорные периоды из подсчета страхового стажа с целью определения права выхода на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п 1.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, дата, ответчиком учтены все периоды работы и их продолжительность составила 33 года 7 месяцев 16 дней по состоянию на дата.
Поскольку в требованиях по включению спорных периодов истцу в страховой стаж судом отказано, а у истца недостаточно страхового стража для назначения досрочной пенсии, у суда не имеется оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<...>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 31.03.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░