Дело № 2- 2320/2020
Решение
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Хохловой И.А.,
с участием представителей Бекеровой Е.В., Филипповой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социального развития Московской области к Гаджимирзоевой Фазили Ибрамовне о взыскании денежных средств,
Установил:
Истец Министерство социального развития Московской области обратился в суд с иском к ответчику Гаджимирзоевой Ф.И и просит взыскать с ответчика неправомерно полученную из бюджета Московской области сумму социального пособия в размере 121266 рублей, в том числе 20000 рублей – единовременное пособие при рождении ребенка, 101266 рублей – ежемесячное пособие на ребенка.
Свои требования мотивирует тем, что Управлением социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области Гаджимирзоевой Ф.И. были назначены в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки: на ребенка Д, <дата> рождения – единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка, назначенное на период с 01.12.2014 по 31.07.2015 и продленное на периоды с 01.08.2015 по 31.01.2016; на ребенка Э, <дата> рождения – ежемесячное пособие на ребенка, назначенное на период с 01.02.2015 по 31.07.2015 и продленное на периоды с 01.08.2015 по 31.01.2016.
Указанные пособия были назначены на основании заявлений Гаджимирзоевой Ф.И. от 20.02.2015, 05.08.2015, 13.04.2016, представленных в Управление, а также необходимых для назначения пособия документов, в том числе сведений о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения. При этом Гаджимирзоева Ф.И. под роспись подтвердила правильность сообщаемых сведений и обязалась не позднее чем в месячный срок сообщить в Управление об изменениях дохода, влияющего на право получения назначенных пособий.
Выплата пособия производилась Управлением путем перечисления денежных средств на банковский счет Гаджимирзоевой Ф.И., открытый в ПАО Сбербанк.
В соответствии с законодательством Московской области право на единовременное пособие при рождении ребенка и пособие на ребенка имеет один из родителей в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения. Исчисление величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение вышеуказанных пособий, производится на основании документов в составе семьи и размере доходов каждого члена семьи. Выплаты, из которых складывается доход семьи, установлены Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 №989/30.
Право на единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
На день обращения Гаджимирзоевой Ф.И. за назначением пособий действовали следующие нормы:
Ежемесячное пособие на ребенка назначалось с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шесть месяцев с рождения ребенка. Ежемесячное пособие назначалось на шесть месяцев и выплачивалось в течение указанного периода, начиная с месяца подачи заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
Ежемесячное пособие продлевалось на шесть месяцев, начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на дуду населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.
На основании Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного постановлением правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, исчисление величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение вышеуказанных пособий, производится на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи. Величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членом семьи.
Документы, необходимые для назначения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка перечислены в п. 3 и 13 Порядка. Одними из необходимых документов для назначения пособий являются документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждых из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.
В доход семьи, учитываемы при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются доходы, перечисленные в п.п. 92-94 Порядка, в том числе, все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы.
Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.
В соответствии со ст. 22 Закона срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение пособия, не может превышать три месяца. Суммы государственных пособий, излишне выплаченные получателю по его вине, возмещаются этим получателем (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначение пособия).
28.07.2017 во время очередного обращения Гаджимирзоевой Ф.И. в Управление, установлен факт предоставления неполных сведений о доходах семьи, а именно непредставление сведений о размере пенсии ее супруга – Гаджимирзоева А.К.
В результате сокрытия реальных доходов Гаджимирзоева А.К. единовременное пособие при рождении ребенка Д, <дата>р., в размере 20000 рублей и ежемесячное пособие на ребенка Э, <дата>.р. за период с 01.02.2015 по 31.07.2015 и <номер>, <дата>.р. за период с 01.12.2014 по 31.07.2015 были получены Гаджимирзоевой Ф.И. неправомерно.
Также неправомерно Гаджимирзоевой Ф.И. были получены ежемесячные пособия на детей за период с 01.08.2015 по 31.01.2017.
Факт предоставления неполных сведений о доходах семьи (превышение среднедушевого дохода семьи) влияет на право получения вышеуказанных пособий.
Так как среднедушевой доход семьи Гаджимирзоевой Ф.И. в месяц превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Московской области, то ежемесячные пособия на детей ответчиком получены неправомерно.
В результате сокрытия данных, влияющих на право назначения социальных пособий (предоставление неполных сведений о доходах семьи) сумма излишне выплаченных Гаджимирзоевой Ф.И. государственных бюджетных средств Московской области составила 121266 рублей.
Управлением в адрес ответчика была направлена претензия о необходимости возврата неправомерно полученных денежных средств в добровольном порядке. Гаджимирзоевой Ф.И. разъяснялась необходимость погашения долга. Однако до настоящего времени долг не погашен.
Представители истца Министерства социального развития Московской области Бекерова Е.В. и Филиппова О.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, настаивали на удовлетворении иска.
Ответчик Гаджимирзоева Ф.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представила, ходатайств об отложении слушания дела не заявила, возражений против заявленных требований не представила.
Из положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что информацию об адресах, по которым должны направляться судебные извещения, суд получает из заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
Из искового заявления следует, что ответчик проживает по <адрес>. Согласно справки ОВМ МУ МВД России «Серпуховское» ответчик зарегистрирована по <адрес> (л.д.84). Судебные извещения, направляемые по указанному адресу, возвращены отделением почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения. Сведения о времени и месте судебных заседаний находятся в открытом доступе, размещены на соответствующем интернет-сайте Серпуховского городского суда.
Данных об изменение места жительства ответчик не представила.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Ответчик имел возможность реализовать предусмотренные статьями 35, 36 ГПК РФ процессуальные права и обязанности, но ими не воспользовался, избрав не противоречащий закону способ поведения - неявку в судебное заседание. Риск последствий неполучения судебной корреспонденции, направленной в надлежащий адрес, лежит на ответчике по делу в силу ст. абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Третье лицо Гаджимирзоев А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в соответствии со статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 20.02.2015, 05.08.2015, 13.04.2016 Гаджимирзоева Ф.И. обратилась к истцу с заявлениями о назначении единовременного пособия при рождении, о назначении ежемесячного пособия на детей Д, <дата> рождения и Д, <дата> рождения, предоставила необходимые документы (л.д.11-60).
Решением Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 24.02.2015 <номер> ответчику назначена мера соцподдержки «Единовременное пособие при рождении ребенка» с 01.12.2014 по 31.12.2014 в размере 20000 рублей (л.д.13).
Решением Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 24.02.2015 <номер> ответчику назначена мера соцподдержки «Ежемесячное пособие на ребенка» с 01.02.2015 по 28.02.2015 в размере 2184 рубля, с 01.03.2015 по 31.07.2015 в размере 3184 рубля (л.д.14).
Решением Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 24.02.2015 <номер> ответчику назначена мера соцподдержки «Ежемесячное пособие на ребенка» с 01.12.2014 по 31.12.2014 в размере 2162 рубля, с 01.01.2015 по 31.07.2015 в размере 2184 рубля (л.д.15).
Ответчик 20.02.2015 дала письменное обязательство в месячный срок известить Управление о наступлении обязательств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат (л.д.16).
05.08.2015 Гаджимирзоева Ф.И. обратилась в Серпуховское городское управление социальной защиты населения о продлении выплат пособий на детей Д, <дата> рождения и Д, <дата> рождения.
Решениями истца от 13.04.2016 <номер> и <номер> продлены выплаты пособий на детей (л.д.53-55).
28.09.2017 ответчик обратилась с заявлением о назначении (продлении) пособий на детей Д, <дата> рождения и Д, <дата> рождения и А, <дата> рождения (л.д.60).
Решениями Министерства социального развития Московской области от 04.10.2017 <номер>, <номер> и от 03.10.2017 в назначении и выплате пособий отказано в связи с представлением неполных сведений о доходах (л.д.61-63).
Согласно справке ГУ УПФР № 11 по г.Москве и Московской области от 03.10.2017 Гаджимирзоев А.К. является получателем пенсии по инвалидности (л.д.64).
Истцом в адрес Гаджимирзоевой Ф.И. направлена претензия о возврате необоснованно полученных денежных средств (л.д.65-67).
В материалы дела представлена справка о выплаченных пособиях (л.д.69-73).
В материалы дела представлены: свидетельства о рождении детей Д, <дата> рождения, Э, <дата> рождения, родителями которых являются ответчик Гаджимирзоева Фазиля Ибрамовна и Гаджимирзоев Арсен Кезимханович (л.д. 21-22).
В соответствии с преамбулой Закона Московской области "О мерах социальной защиты семьи и детей в Московской области" настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.
Главой 2 данного Закона установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей, в перечне которых меры социальной поддержки: единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на ребенка.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области. Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
В силу п. 1 ст. 7 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.
Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года N 989/30.
Согласно раздела 1 указанного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.
Согласно раздела II указанного Порядка ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Единовременное пособие и ежемесячное пособие назначается, выплачивается и продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя.
Для назначения и выплаты указанных пособий необходимо представить заявление о назначении ежемесячного пособия с приложением определенного пакета документов.
Исчисление величины среднедушевого дохода производится в соответствии с положениями вышеуказанного Порядка (п.п. 103-104).
В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты, в том числе: все виды пенсий, компенсационные выплаты (кроме выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и ежемесячные доплаты к пенсиям.
Статьей 22 Закона Московской области N 1/2006-03 предусмотрено, что получатели ежемесячных пособий обязаны в месячный срок известить соответствующее территориальное структурное подразделение центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения, назначающее пособия гражданам, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия, исчисление их размеров).
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика суммы полученных ею социального пособия в общем размере 121266 рублей, поскольку данные денежные средства ответчиком были получены необоснованно. Непредставление ответчиком сведений о получении супругом пенсии, влияющим на правомерность выплаты ей пособий в органе социальной защиты населения, влекущим прекращение их выплаты, при этом ответчик, в нарушение принятого на себя обязательства, в орган, осуществляющий назначение и выплату пособия, о данном доходе семьи не сообщила, проявив тем самым недобросовестность, в связи с чем требуемые истцом денежные средства были получены ею неправомерно и подлежат возврату.
Расчет, взыскиваемых сумм, представленный истцом, ответчиком не оспорен.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3625 рублей 32 копейки.
Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
Исковые требования Министерства социального развития Московской области удовлетворить.
Взыскать с Гаджимирзоевой Фазили Ибрамовны в пользу Министерства социального развития Московской области сумму социального пособия, полученного из бюджета Московской области, в размере 121266 рублей 00 копеек.
Взыскать с Гаджимирзоевой Фазили Ибрамовны в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3625 рублей 32 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус
мотивированное решение изготовлено 26.10.2020