Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-793/2024 ~ М-695/2024 от 11.06.2024

УИД 11RS0010-01-2024-001450-19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года город Сыктывкар Республики Коми

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе судьи Петровой М.В.

при секретаре Баталовой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-793/2024 по иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к Ларионовой Ирине Юрьевне об обязании заключить договор присоединения к договору аренды земельного участка,

установил:

Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к Ларионовой И.Ю. об обязании заключить договор присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №... от **.**.**. В обоснование иска указано, что на территории Эжвинского района г.Сыктывкара расположен земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания административного и производственного корпусов, кадастровый номер земельного участка №..., общая площадь - 14 575 кв.м, расположенный по адресу ... На данном земельном участке расположены нежилые здания, помещения, которые находятся в собственности юридических и физических лиц, а также предоставлены на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления. Размещение указанных сооружений осуществляется без предоставления земельного участка и установления сервитута. Наличие на земельном участке нежилых зданий требует оформления прав на земельный участок собственниками помещений в указанных зданиях, а также лицами, которым помещения в зданиях предоставлены на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, в соответствии с требованиями пп. 9 п. 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и особенностями, установленными статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. Неоформление прав на земельный участок нарушает принцип платности использования земель в Российской Федерации, установленный пп. 7 п. 1 ст.1 и ст.й 65 Земельного кодекса РФ.

Представитель истца администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Ларионова И.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Эжвинского районного суда г.Сыктывкара, об уважительности причин неявки суду не сообщила, возражений по иску не представила, ходатайства об отложении дела не заявила.

Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Учитывая данное обстоятельство, суд находит, что в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Подпунктом 9 пункта 2 названной статьи к числу таких случаев отнесено предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.

По смыслу статей 17 - 19 Земельного кодекса РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

В силу пункта 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами.

В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона в соответствии с перечисленными в указанной норме критериями.

После разграничения права государственной собственности на публичные земли участки могут быть переданы от одного публичного собственника другому в порядке и по основаниям, установленным законодательством.

В целях усовершенствования действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере управления и распоряжения землей, в том числе, в части разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Указанный закон, за исключением отдельных положений, введен в действие с 1 марта 2015 г.

Действующая с 1 марта 2015 г. норма - второй абзац пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также в качестве общего правила предусматривает право органов местного самоуправления городского округа распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа.

Предоставление в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории МО ГО «Сыктывкар» является муниципальной услугой и регулируется постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2015 №7/2264 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена без проведения торгов».

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок под кадастровым №... расположен в пределах МО ГО «Сыктывкар» в Эжвинском районе г.Сыктывкара, т.е. на территории которого исполнительно-распорядительные полномочия осуществляет администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в силу ст. 54 Устава МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с п. 3 ст. 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в сфере использования земель: готовит предложения в администрацию городского округа о предоставлении, изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа; готовит, согласовывает проекты постановлений администрации городского округа о предоставлении и изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков; оформляет документы на основании принятых постановлений о предоставлении земельных участков; ведет учет плательщиков арендной платы на территории Эжвинского района; осуществляет контроль за полным и своевременным поступлением в местный бюджет городского округа арендной платы за землю; принимает меры в соответствии с законодательством в целях полного своевременного поступления в бюджет арендной платы за землю; осуществляет муниципальный земельный контроль на территории Эжвинского района; реализует программы использования и охраны земель.

Таким образом, от имени МО ГО «Сыктывкар» земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в пределах МО ГО «Сыктывкар», распоряжается администрация МО ГО «Сыктывкар».

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п.3 ст.39.20 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, владельцы помещений в нежилом здании имеют право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 11:05:0201014:25 в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В силу п. 1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из изложенного следует, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу п.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

В силу ч.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным Федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст.3, п.1 ст.421, абз.1 п.1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ).

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что с **.**.** Ларионова И.Ю. является собственником нежилого помещения площадью 57,3 кв.м., ... кадастровый №..., расположенного в пределах объекта недвижимости с кадастровым №... - нежилого здания общей площадью 3 046,0 кв.м по адресу ...

Иными собственниками помещений в зданиях, расположенных на земельном участке с кадастровым №..., являются физические, юридические лица, Республика Коми (помещения переданы в хозяйственное ведение или в оперативное управление), в том числе ФИО4.

В соответствии с п. 6 ст.39.20 Земельного кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

**.**.** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ФИО5 подписан договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №.... Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми **.**.**.

В соответствии с вышеназванными правовыми нормами администрацией МО ГО «Сыктывкар» **.**.** исх.№... в адрес Ларионовой И.Ю. для подписания был направлен договор присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №... от **.**.**.

Согласно п. 10 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них.

Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что отсутствие правового основания для использования земельного участка не может служить основанием для освобождения от внесения регулируемой платы, при этом размер обязательства каждого из собственников объектов недвижимости за пользование земельным участком подлежит определению пропорционально соотношению размера площади принадлежащих ему помещений (зданий или сооружений) к общей площади всех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

В договоре присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №... от **.**.** Ларионовой И.Ю. было предложено определить обязательства по состоянию на **.**.** в отношении земельного участка под кадастровым №..., исходя из следующего расчета: площадь всего земельного участка = 14 362 кв.м; площадь всех зданий = 11 897,9 кв.м (3 046 + 7 189,4 + 1 662,5); площадь помещения Ларионовой И.Ю. = 53,7 кв.м. Таким образом, площадь земельного участка, определяющего размер обязательства Ларионовой И.Ю. по договору присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора составит 65 кв.м (14 362 кв.м / 11 897,9 х 53,7).

- по состоянию на **.**.** в отношении земельного участка под кадастровым №..., исходя из следующего расчета: площадь всего земельного участка =14 575 кв.м; площадь всех зданий = 11 897,9 кв.м(3 046 + 7 189,4 + 1 662,5); площадь помещения Ларионовой И.Ю. = 53,7 кв.м. Таким образом, площадь земельного участка, определяющего размер обязательства Ларионовой И.Ю. по договору присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора составит 65 кв.м (14 575 кв.м / 11 897,9 х 53,7).

Расчет обязательства, представленный истцом, суд находит арифметически верным, ответчиком Ларионовой И.Ю. данный расчет не оспорен.

Согласно п. 7 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

В соответствии с п. 8 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Таким образом, нормами действующего законодательства на уполномоченный орган - администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность - обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших подписанный договор аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

При установленных обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым установить срок исполнения решения – десять дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку иск инициирован администрацией МО ГО «Сыктывкар», которая в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Поскольку исковые требования удовлетворены, в силу изложенных норм закона с ответчика надлежит взыскать в доход в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.

Возложить на Ларионову Ирину Юрьевну, ... обязанность заключить с администрацией МО ГО «Сыктывкар» договор присоединения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №... от **.**.**, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Ларионовой Ирины Юрьевны, ..., в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.В. Петрова

2-793/2024 ~ М-695/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Ответчики
Ларионова Ирина Юрьевна
Другие
Администрация Эжвинского района МО ГО Сыктывкар
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Петрова Мария Васильевна
Дело на странице суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
27.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее