Решение в окончательной форме вынесено 18.09.2020 г.
76RS0011-01-2020-000936-13
Дело № 2-735/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Угличского межрайонного прокурора в интересах Исаева В.Г. к Администрации Слободского сельского поселения Угличского района о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности жилое помещение,
у с т а н о в и л :
заместитель Угличского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах Исаева В.Г. с настоящим иском, в котором указал, что по обращению Исаева В.Г. прокуратурой была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в отношении жилого помещения, в котором проживает семья заявителя по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что семья Исаева В.Г. была вселена в данное жилое помещение на основании ордера № 788 от 04.09.1996 г.
ОАО «УМПРЭО» как балансодержатель данной квартиры, заключило 10.01.2006 г. с Исаевым В.Г. договор коммерческого найма № 90. В настоящее время указанное жилое помещение не числится на чьем-либо балансе, либо в собственности. Таким образом, прежний балансодержатель квартиры не выполнил свою обязанность по ее передаче в муниципальную собственность. В целях защиты жилищных прав заявителя прокурор просит суд обязать Администрацию Слободского сельского поселения включить указанное жилое помещение в реестр муниципальной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Шурыгина А.М. поддержала исковое требование по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить его.
Истец Исаев В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Слободского сельского поселения Угличского района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела ответчик извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда. Дополнительно в письменном отзыве на иск пояснил, что спорное жилое помещение ранее действительно принадлежало ОАО «УМПРЭО». В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями до 2018 года осуществляла Администрация УМР. С 01.01.2018 г. указанные полномочия перешли к Администрации Слободского сельского поселения. Прием движимого и недвижимого имущества в Казну поселения относится к компетенции Муниципального Совета Слободского сельского поселения. Все жилые и нежилые помещения передавались Администрации Слободского сельского поселения на основании решений Думы УМР и включались в Реестр муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации Слободского сельского поселения от 10.06.2019 г. № 116. В соответствии с указанным Реестром жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность Слободского сельского поселения передано не было. Иных правовых оснований для включения указанного жилого помещения в Казну поселения не имелось.
Представитель третьего лица ООО «УМПРЭО» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела третье лицо извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений на иск не представило.
В отзыве на иск общество указало, что спорная квартира на балансе Общества не числится. В 2005 году при приватизации ГП «УМПРЭО» в акционерное общество, Росимуществом жилой фонд, в том числе и дом <адрес>, был передан в муниципальную собственность и не подлежал приватизации в составе имущественного комплекса ГП «УМПРЭО». Никаких документов в подтверждение указанных обстоятельств за давностью лет не сохранилось.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 5 ФЗ N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела семья Исаева В.Г. в составе 7 человек была вселена в жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании ордера № 788 от 04.09.1996 г. Впоследствии ОАО «УМПРЭО», являясь балансодержателем данной квартиры, заключило 10.01.2006 г. с Исаевым В.Г. договор коммерческого найма указанного жилого помещения № 90.
На основании распоряжения ТУ Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ярославской области № 79 от 15.02.2010 г. часть квартир, расположенных в жилых многоквартирных домах в пос. Зеленая Роща Угличского района, которые являлись имуществом, составляющим казну РФ, были переданы в собственность Угличского муниципального района Ярославской области. При этом квартира <адрес>, занимаемая семьей Исаева В.Г., была снята с баланса ОАО «УМПРЭО», но в муниципальную собственность не передавалась.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Исходя из положений п.п. 1,8,9 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с положениями п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, изложенные в Приложения N 3 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Передача объектов в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом (п. 7).
В силу п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства от 07.03.1995 г. № 235 и действовавшего до 31.07.2006 г., было предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправлении, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями до 2018 года были возложены на Администрацию Угличского муниципального района Ярославской области. С 01.01.2018 г. указанные полномочия в отношении жилого фонда, находящегося на территории Слободского сельского поселения, были переданы Администрации Слободского сельского поселения.
Факт отсутствия спорного жилого помещения в реестре объектов муниципальной собственности нарушает права лиц, проживающих в данном жилом помещении. Обязанность органов местного самоуправления по отнесению спорного жилого помещения к муниципальной собственности возникла в силу прямого указания закона, при этом не исполнение уполномоченными органами своих обязанностей не может влечь нарушение жилищных прав граждан.
С учетом установленных судом обстоятельств и вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, должно было быть передано в муниципальную собственность с возложением обязанности на Администрацию Слободского сельского поселения включить указанную квартиру в реестр муниципальной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
обязать Администрацию Слободского сельского поселения Угличского района Ярославской области включить в реестр муниципальной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В.Долгощинова