Дело № 21-328/2023
Судья Филиппов А.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
5 сентября 2023 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьева А.И. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 июля 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Евгения Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-23-15778 от 15 мая 2023 года Алексеев Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (далее - Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 июля 2023 года постановление административной комиссии в отношении Алексеева Е.Ю. отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Председатель городской административной комиссии Григорьев А.И. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Алексеева Е.Ю., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото - и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 10.8 Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики.
Согласно постановлению административной комиссии городской административной комиссии № 4-23-15778 от 15 мая 2023 года, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, и представленному фотоматериалу, Алексеев Е.Ю. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 по тем основаниям, что в нарушение пункта 5.3.1.13 Правил благоустройства территории города Чебоксары от 28 ноября 2017 года № 1006, он, являясь собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком № 28 апреля 2023 года в 10 часов 35 минут по адресу№, допустил его размещение на озелененной территории.
Из представленных материалов следует, что данное постановление вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Дозор – М, идентификатор №, свидетельство о поверке №, поверка действительна до 28 сентября 2024, имеющим функции фотосъемки, размещенного в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту согласно приказу № 29 от 7 апреля 2023 года «Об утверждении маршрута фиксации на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением согласно ст. 10.5 и 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» муниципального казенного учреждения «Земельное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики транспортом средстве.
Рассматривая жалобу заявителя, судья пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Алексеева Е.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики, в связи с чем вынес решение об его отмене и прекращении производства со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Данный вывод мотивирован тем, что из представленного фотоматериала невозможно установить, что автомобиль находится на озелененной территории, при этом каких – либо иных доказательств, отвечающим признакам относимости и допустимости, указывающих на то, что автомобиль 14 апреля 2023 года в 10 часов 35 минут находился на озелененной территории, суду не представлено.
Однако решение судьи районного суда не может быть признано законным в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решением Чебоксарское городское Собрание депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (приведены в редакции, действующей на момент событий по настоящему делу).
Применительно к настоящим Правилам используются понятия, указанные в пункте 1.6.1, в том числе:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная настоящими Правилами и направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Чебоксары, надлежащее содержание территории города Чебоксары, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, средства размещения информации и рекламные конструкции, применяемые как составные части объектов благоустройства территории;
озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды города Чебоксары с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары.
Пунктом 5.3.1.13 Правил на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Таким образом, размещение транспортного средства на озелененных территориях в городе Чебоксары с нарушением требований пункта 5.3.1.13 Правил является основанием для привлечения собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22, путем вынесения постановления в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
При этом по смыслу названных норм газон и озелененная территория не являются тождественными понятиями, для поддержания ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары к озелененным территориям как к элементу благоустройства отнесены не только газоны и цветники, но и территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от их естественного или искусственного посева и произрастания.
Алексеев Е.Ю. был привлечен к административной ответственности за размещение транспортного средства на озелененной территории, а не на газоне.
Из представленного в материалы дела цветного фотоматериала, полученного с применением специального технического средства Дозор – М, работающего в автоматическом режиме, очевидно размещение транспортного средства с государственным регистрационным знаком № собственником которого является Алексеев Е.Ю., на озелененной территории, занятой травянистыми растениями в непосредственной близости деревьев, при этом географические координаты №; №, указывают, что эта озелененная территория находится в границах населенного пункта.
Таким размещением транспортного средства на занятой травянистыми растениями озелененной территории в границах города Чебоксары ранее созданная или изначально существующая природная среда не поддерживается, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20, может быть квалифицировано по соответствующей норме закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях в области благоустройства территории, которой установлена административная ответственность.
Представленному в материалы дела фотоматериалу надлежащая оценка не дана, положения пунктов 1.6.1, 5.3.1.13 Правил и статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 не приняты во внимание, судьей должным образом не выяснены обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по делу об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты, решение от 3 июля 2023 года вынесено без надлежащей, всесторонней и объективной оценки предоставленных в дело доказательств, без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение по настоящему делу и подлежащих установлению, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела и привело к нарушению требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлиявшими на исход дела и не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований носят фундаментальный характер, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 июля 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Е.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республике, подлежит отмене.
При этом подлежит отмене и постановление № 4-23-15778 городской административной комиссии от 15 мая 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Е.Ю., отмененное вышеуказанным решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы председателя административной комиссии Григорьева А.И. срок давности привлечения Алексеева Е.Ю. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 июля 2023 года, постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-23-15778 от 15 мая 2023 года, вынесенные в отношении Алексеева Евгения Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья А.В. Голубев