№ 2-1890/2022
УИД 21RS0024-01-2022-002119-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2022 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ракушиной А.И.,
с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Ивановой Н.Г., представителей ответчиков МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Акулова И.П., администрации г.Чебоксары Григорьевой К.А., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, Управления Росгвардии по Чувашской Республике Юдина А.С., Управления ФСБ по ФИО3 А.А., ГУ МЧС России по Чувашской Республике Якимова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» <адрес>, администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании совершить действия по обеспечению антитеррористической безопасности,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики, администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее как администрация г. Чебоксары) о понуждении к исполнению обязанностей, а именно, с учетом уточнения, обязать МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести на объекте, расположенном по адресу: <адрес>:
- реконструкцию периметрального ограждения, установив ограждения по периметру территории отдыха и оздоровления детей, а также центральный вход (въезд) на территорию учреждения оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта, установив уличные камеры видеонаблюдения, позволяющие идентифицировать лиц, входящих на территорию учреждения, а также государственные регистрационные знаки подъезжающих автомобилей;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта пропуска транспортных средств, установив элемент принудительного снижения скорости транспортных средств при въезде на территорию учреждения.
Возложить на администрацию г.Чебоксары в целях выполнения указанных мероприятий обязанность в течение трех месяцев выделить финансирование, необходимое МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики для исполнения вышеуказанных требований.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с актом обследования МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики присвоена 3 категория опасности, определены мероприятия необходимые для обеспечения антитеррористической защищенности. Истцом проведен анализ состояния законности при обеспечении антитеррористической защищенности в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики, в ходе которого выявлены нарушения законодательства, а именно на объекте, расположенном по адресу: <адрес> необходимо провести:
- реконструкцию периметрального ограждения, установив ограждения по периметру территории отдыха и оздоровления детей, а также центральный вход (въезд) на территорию учреждения оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта, установив уличные камеры видеонаблюдения, позволяющие идентифицировать лиц, входящих на территорию учреждения, а также государственные регистрационные знаки подъезжающих автомобилей;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта пропуска транспортных средств, установив элемент принудительного снижения скорости транспортных средств при въезде на территорию учреждения.
По данному факту прокуратурой района в адрес МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики внесено представление, по результатам рассмотрения которого письмом от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики сообщил, что денежные средства для устранения нарушений у учреждения отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары ФИО9 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» <адрес> ФИО10 исковые требования признал частично, указал, что он не смогут реализовать требования истца в указанные ими срока, поскольку вышеуказанные мероприятия требуют значительное количество времени на реализацию, а также значительных вложений.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО11 возражала против удовлетворения требований истца, указав, что в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов срок осуществления мероприятий составляет 24 месяца со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). Поскольку акт обследования и категорирования МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики утвержден ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требований антитеррористической безопасности да настоящего времени не истек.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росгвардии по ФИО2 А.С, Управления ФСБ по ФИО3 А.А. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по ФИО2 – Чувашии разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики создано на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения: ФИО2, <адрес>.
В соответствии с утвержденным Уставом (п.1.2) МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренного законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (л.д. 17-30).
Согласно п.1.4. Устава Учредителем МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики является муниципальное образование город Чебоксары – столица Чувашской Республики. От имени данного муниципального образования функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом; функции и полномочия учредителя по иным вопросам управление образования администрации г. Чебоксары.
В соответствии с п.1.11. Устава МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1996 год № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими нормативно-правовыми актами.
Пунктом 2.2. Устава определено, что предметом деятельности МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики является реализация программ и форм отдыха и оздоровления детей и молодежи, их методическое сопровождение и кадровое обеспечение.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары Чувашской Республики, объекту присвоена 3 категория опасности, определены мероприятия необходимые для обеспечения антитеррористической защищенности.
Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведен анализ состояния законности при обеспечении антитеррористической защищенности образовательных организаций и повышения уровня их антитеррористической защищенности в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары, в ходе которого выявлены нарушения законодательства, а именно на объекте не обеспечивается пропускной и внутриобъектовый режимы, требуется реконструкция периметрального ограждения, контрольно-пропускного пункта и пункта пропуска транспортных средств с установкой систем управления и контроля допуском, принудительной остановкой транспорта, отсутствует система речевого оповещения и трансляции, сотрудники охраны и персонал имеют недостаточный уровень знаний по порядку действий при угрозе совершения и совершении террористического акта.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Калининского района г. Чебоксары в адрес МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» <адрес> Чувашской Республики вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» <адрес> Чувашской Республики сообщило, что денежные средства для устранения нарушений у учреждения отсутствуют.
Статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу пунктом 18, 19 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; под организацией, осуществляющей обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6, части 7 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1, части 2 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее как Требования).
Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, а также дополнительные мероприятия.
В соответствии с пунктом 24 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) стационарного типа, архивирование и хранение данных в течение 1 месяца.
Органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления принимаются меры по исполнению статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, координации проведения летней оздоровительной кампании. Осуществляется взаимодействие органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления при организации отдыха и оздоровления детей, в том числе при направлении несовершеннолетних в места отдыха, находящиеся за пределами Чувашской Республики.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных организаций.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
Вопреки указанным требованиям действующего законодательства Управлением образования администраций города Чебоксары в достаточном объеме не предусматриваются бюджетные средства на вышеуказанные цели.
Из положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ следует, что именно собственник по общему правилу несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что предполагает необходимость несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (капитальный и текущий ремонт, страхование, регистрация, охрана и т. д.).
23 июля 2016 года между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом (собственник) и МБОУ ДО «ДООЦ «Бригантина» г. Чебоксары (пользователь) заключен договор пользования, согласно которому собственник передает пользователю сроком на десять лет объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, детский оздоровительный лагерь «Бригантина», а именно: столовую (одноэтажное кирпичное здание), спальный корпус (двухэтажное кирпичное здание), душевую (одноэтажное кирпичное здание), здание медпункта, помещение для осмотра кинофильмов, до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.2 договора пользователь должен содержать объекты недвижимости в соответствии с установленными правилами пожарной безопасности, технической эксплуатации зданий и сооружений, санитарными нормами.
Однако, МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары данные требования исполняются не надлежащим образом, в частности периметральное ограждение территории создает угрозу безопасности обучающимся, находящимся в образовательной организации.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ на каждую сторону возложено бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на объекте МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары необходимо осуществить реконструкцию периметрального ограждения, установив ограждения по периметру территории отдыха и оздоровления детей, а также центральный вход (въезд) на территорию учреждения оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; реконструкцию контрольно-пропускного пункта, установив уличные камеры видеонаблюдения, позволяющие идентифицировать лиц, входящих на территорию учреждения, а также государственные регистрационные знаки подъезжающих автомобилей; реконструкцию контрольно-пропускного пункта пропуска транспортных средств, установив элемент принудительного снижения скорости транспортных средств при въезде на территорию учреждения.
При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
Обсуждая требование о сроке исполнения требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ от 14 мая 2021 года №732, срок завершения осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) стационарного типа с учетом объема планируемых работ не должен превышать 24 месяца со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) стационарного типа.
Акт обследования и категорирования объекта МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары утвержден ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В части требования истца о возложении на администрацию г. Чебоксары
в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование необходимое МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары для исполнения требований суд исходит из следующего.
Пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный округ наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следовательно, полномочия на осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд возложены на администрацию г. Чебоксары.
Учитывая, что администрация г. Чебоксары в рамках возложенного на МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары муниципального задания, обязана осуществить финансирование, необходимое на выполнение требований антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанностей по финансированию на администрацию г. Чебоксары.
Таким образом, требования истца о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование необходимое МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары для исполнения требований подлежат удовлетворению как основанные на законе и обоснованные материалами дела.
Суд считает, что в целях своевременного исполнения МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары обязанности по устранению нарушения норм антитеррористической безопасности ответчику администрации г.Чебоксары следует установить срок для выделения финансирования указанному образовательному учреждению четыре месяца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на объекте, расположенном по адресу: <адрес>:
- реконструкцию периметрального ограждения, установив ограждения по периметру территории отдыха и оздоровления детей, а также центральный вход (въезд) на территорию учреждения оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта, установив уличные камеры видеонаблюдения, позволяющие идентифицировать лиц, входящих на территорию учреждения, а также государственные регистрационные знаки подъезжающих автомобилей;
- реконструкцию контрольно-пропускного пункта пропуска транспортных средств, установив элемент принудительного снижения скорости транспортных средств при въезде на территорию учреждения.
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики выделить финансирование муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина» г.Чебоксары для исполнения настоящего решения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Тимофеева
Мотивированное решение составлено 04 октября 2022 года.