Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
при секретаре Барабановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ротенберга К. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Кристалл» о признании отказа в заключении трудового договора незаконным, об обязании заключить трудовой договор, взыскании компенсации за лишение возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ротенберг К.А. обратился в суд с иском ООО «Кристалл» о признании отказа в заключении трудового договора незаконным, об обязании заключить трудовой договор, взыскании компенсации за лишение возможности трудиться, взыскании компенсации морального вред, в обоснование иска ссылаясь на следующее.
20.06.2022г. он получил предложение по работе от ООО «Кристалл» на должность «Менеджер по работе с отзывами». В установленном порядке он уволился с предыдущего места работы, получив направление № от ДД.ММ.ГГГГ на прохождение медицинской комиссии. Медицинская комиссия им была успешно пройдена, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл с необходимыми документами, однако ДД.ММ.ГГГГ ему поступил телефонный звонок из отдела кадров, согласно которому в трудоустройстве ему было отказано. Исходя из письменного ответа ООО «Кристалл» причиной отказа стало отсутствие у него документов воинского учета, на предоставлении которого ответчик настаивает, вопреки действующему законодательству. Истец просил суд признать отказ ответчика в заключении трудового договора незаконным; обязать ответчика заключить с ним трудовой договор по должности «Менеджер по работе с отзывами» с даты принятия им решения об отказе в заключении трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу компенсацию за лишение возможности трудиться в размере трех окладов с предыдущего места работы, а именно 135000, 00 рублей , в счет компенсации морального вреда 35000,00 рублей, вынести в адрес Государственной инспекции труда <адрес> частное определение, поставив вопрос о привлечении ответчика к установленной законом ответственности за нарушение трудового законодательства.
Истец Ротенберг К.А. в судебное заседание не явился, о явке извещен, в суд поступило ходатайство от истца о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ООО «Кристалл» Дианова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменных возражений( л.д.23-27), согласно которым в силу ст. 65 Трудового кодекса РФ документы воинского учета относятся к обязательными документам, предъявляемым лицом, поступающим на работу, для заключения трудового договора. Работодатель не вправе принимать на работу кандидата, не предоставившего документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ. Истец указанные документы не представил, кроме того, из полученного ответа из военкомата следует, что он уклонился от службы в Вооруженных силах, документов воинского учета не имеет.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 3 Трудового кодекса РФ Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно статьи 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Ротенберг К.А. в июне 2022 года обратился в ООО «Кристалл» по вопросу трудоустройства и был отобран как один из кандидатов для возможного трудоустройства, ему был выдан перечень документов, обязательных для приема на работу в силу требований Трудового кодекса РФ и Правил внутреннего трудового распорядка и направление для прохождения медицинской комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ истец прибыл в ООО «Кристалл» с неполным перечнем документов, а именно у него отсутствовали документы воинского учета. Истцу было разъяснено, какие документы в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ и п.2.3 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Кристалл», являются обязательными для предоставления при приеме на работу и что для получения документов воинского учета ему необходимо обратиться в военкомат и после чего он может повторно обратиться с полным пакетом документов для дальнейшего трудоустройства.
Однако повторно истец с документами, предусмотренными ст. 65 Трудового кодекса РФ в ООО «Кристалл» не обращался.
Как следует из искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ истцу поступил телефонный звонок из отдела кадров ООО «Кристалл», согласно которому ему в трудоустройстве отказано без объяснении причин.
ДД.ММ.ГГГГ истец Ротенберг К.А. обратился в ООО «Кристалл» с письменной претензией с требованием выплатить ему не полученную прибыть в размере трех окладов предыдущего места работы в размере 135 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кристалл» претензию оставило без удовлетворения, указывая, что предъявление работником документов воинского учета предусмотрено ст. 65 Трудового кодекса РФ, оно необходимо для ведения воинского учета работодателем в соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 28.03.1998г. « О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства от 27.11.2006г. № «Об утверждении Положения о воинском учете». Несоблюдение указанных требований может послужить основанием для привлечения ООО «Кристалл» к административной ответственности. Кроме того, ООО «Кристалл» не отказывало ему в трудоустройстве, а предлагало представить полный пакет документов. Кроме того, Ротенберг К.А. не обращался к ним с письменным требованием сообщить причину отказа в трудоустройстве.
Также судом установлено, что со стороны ООО «Кристалл» был направлен запрос в Территориальный отдел военкомата.
Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.58) следует, что Истец Ротенберг К.А. в призывном возрасте до наступления 27 лет в июне 2018 года от службы в Вооруженных Силах РФ уклонился. По прошествии призывного возраста в 2018г., 2021г. неоднократно уведомлялся о явке в военный комиссариат для прохождения призывной комиссии и последующего получения военно-учетных документов. В июле 2022 года он был оповещен о явке в военный комиссариат в октябре 2022 года на призывную комиссию для получения военно-учетных документов.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что организации независимо от форм собственности обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять воинский учет работников, а также исполнение гражданами воинской обязанности.
Документы воинского учета согласно пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О вонской обязанности и военной службе» должны содержать следующие сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства и место пребывания; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; основные антропометрические данные; прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; прохождение военных сборов; владение иностранными языками; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; наличие судимости; бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Согласно согласно пункта 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Воинский учет граждан в организациях в соответствии с пунктом 27 Положения осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке.
Довод истца о том, что федеральное законодательство не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, является несостоятельным, поскольку из вышеуказанных норм федерального закона следует, что устанавливать данные сведения является прямой обязанностью организации независимо от форм собственности.
Таким образом, предъявление работником при устройстве на работу документов воинского учета предусмотрено ст. 65 Трудового кодекса РФ, оно необходимо для ведения воинского учета работодателем в соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 28.03.1998г. « О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства от 27.11.2006г. № «Об утверждении Положения о воинском учете».
Принимая во внимание, что истец указанное требование закона при устройстве на работу в ООО «Кристалл» не выполнил, его доводы о наршение ответчиком его прав, содержащихся в ст.ст. 3,64 Трудового кодекса РФ являются необоснованными, а потому исковые требования истца о признании отказа в заключении трудового договора незаконным, об обязании заключить трудовой договор, взыскании компенсации за лишение возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Ротенберга К. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Кристалл» о признании отказа в заключении трудового договора незаконным, об обязании заключить трудовой договор, взыскании компенсации за лишение возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: