УИД 23RS0№-78
К делу №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 мая 2024 года
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Адлерский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего – судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре судебного заседания – ФИО4,
с участием представителя истца прокуратуры <адрес> – помощника прокурора <адрес> – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО2 о признании отсутствующим права и снятии с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о признании отсутствующим права и снятии с государственного кадастрового учета.
В обосновании своих требований суду указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 незаконно оформлен в собственность ответчика поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст.ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса ФИО1 (Закон ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК ФИО1 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона
(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Соответствующее законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).
Положениями абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных норм законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих
в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
№ 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка.
В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3
ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении
от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-9070.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 частично расположен в границах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 5 квартала 28 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем, право собственности на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО6, впоследствии данный участок неоднократно отчуждался и ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка перешло к ФИО2, подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием государственной регистрации права собственности
ФИО6 на земельный участок послужило постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении прав на землю в садоводческом товариществе «Эдельвейс» (далее – постановление №) и свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изучением постановления № установлено, что решением Сочинского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № и <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № питомнику НПМК, музыкальной школе для организации садоводческого товарищества «Эдельвейс» выделен земельный участок площадью 5,5 га в районе села Голицыно, в связи с этим принято решение передать членам садоводческого товарищества «Эдельвейс» используемые ими в товариществе земельные участки в пожизненное наследуемое владение и земли общего пользования – в бессрочное постоянное пользование и утвердить представленные списки владельцев садовых участков и площадей земельных участков, передаваемых во владение членам указанного товарищества.
При этом данное постановление является неперсонифицированным, что не позволяет определить круг лиц, которым переданы земельные участки.
Согласно информации МКУ «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.05-33/2412 на хранении в архивный отдел приложение к постановлению № не поступало.
Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Адлерским отделом <адрес> Росреестра по <адрес> предоставлено свидетельство на право собственности на землю № выданное ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727.
Для оформления прав собственности ФИО6 использована форма бланка свидетельства о праве собственности на землю, утвержденная п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которая в силу п. 1 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю), выдавалась с ДД.ММ.ГГГГ для удостоверения права на землю до оформления государственного акта установленного образца.
В связи с этим, свидетельство по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало обязательной замене на государственный акт.
Проверка показала, что ФИО6 в соответствии с требованиями законодательства не получены государственный акт, свидетельство о праве собственности установленной формы.
Кроме того, из содержания решения исполнительного комитета Сочинского городского ФИО1 народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Адлерскому питомнику НИИ ЭРиТ АМН СССР и Адлерской музыкальной школе отводился земельный участок площадью 5,5 га для организации садоводческого товарищества «Эдельвейс» за счет земель Адлерского чайсовхоза, а не земель Сочинского государственного национального природного парка.
Таким образом, земельные участки не подлежали выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для их образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель национального парка после ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания распределения земель национального парка, изъятых в установленном порядке).
Слгласно п. 15 Указа Президента Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО1» установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ01 в соответствии со ст.ст. 24, 25 ЗК РСФРС 1991 года изъятие земель, занятых лесами первой группы, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
При этом использование лесов первой группы для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется с разрешения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земель национальных парков для организации коллективного садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, допускалось только после изъятия этих земель на основании постановления (распоряжения) ФИО1 (Правительства Российской Федерации).
Кроме того, ст.ст. 17, 18 ЗК ФИО1 1970 года, ст.ст. 31, 32 ЗК ФИО1 1991 года предусмотрено, что право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления их границ в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования.
Положениями ст. 7 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе» установлено, что до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение двух лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Следовательно, если в течение двух лет не произведено изъятие земель национального парка в установленном порядке, то утрачивают юридическую силу принятые органами местного самоуправления решения об отводе (предоставлении) земель национальных парков для садоводства,
о переоформлении прав на такие земельные участки, выдаче государственных актов и свидетельств, а также государственные акты и свидетельства о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Последующая регистрация (перерегистрация) прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, образованные за счет земель национального парка является незаконной.
Из приведенных положений ранее действовавшего законодательства следует, что право пользования земельными участками национального парка, возникает только на земли, изъятые из его состава в установленном законом порядке, с момента выдачи государственного акта, подтверждающего границы землепользования.
В соответствии с распоряжением ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ №-р Сочинскому городскому исполнительному комитету ФИО1 народных депутатов (далее – Сочинский ГИК) отведено 244,34 га земель, изъятых в установленном законом порядке из Сочинского национального парка, для последующего выделения земельных участков предприятиям и организациям под коллективное садоводство.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от ДД.ММ.ГГГГ
№ в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244,34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Адлерского, Дагомысского, Верхне-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями <адрес>.
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены
предприятиям и организациям <адрес> для коллективного садоводства
с выдачей последним в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244,34 га.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства 70 садоводческим товариществам, в числе которых садоводческое товарищество «Эдельвейс» отсутствует, что также подтверждается заключением специалиста Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земель Сочинского национального парка для организации садоводческих товариществ на территории города-курорта Сочи.
Таким образом, изъятые распоряжением ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ №-р земли Сочинского национального парка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме распределены для размещения 70 садоводческих товариществ, в числе которых садоводческое товарищество «Эдельвейс» отсутствует.
Информациями ФКУ «Государственный Архив Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-т, от ДД.ММ.ГГГГ №-т подтверждается, что иные распоряжения ФИО1 (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось.
По результатам проведенного ФГБУ «Сочинский национальный парк»
анализа установлено, что на планах лесонасаждений Верхне-Сочинского, Нижне-Сочинского, Головинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского, Адлерского лесничеств Сочинского национального парка лесоустройства 1997-1998 годов имеются обозначения произведенных изъятий земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства, следовательно, указанные земли исключены из состава Сочинского национального парка при лесоустройстве.
На указанных планах лесонасаждений местоположение участков
и площадь изъятых земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства (исключенных из национального парка) соответствуют площади земель и местоположению земельных участков садоводческих товариществ, которым предоставлены в пользование изъятые земли Сочинского национального парка. Садоводческие товарищества расположены в границах изъятых земель.
Таким образом, правовых оснований для предоставления спорного земельного участка не имелось, в связи с отсутствием в пределах территории названного товарищества земель, выделенных в установленном порядке.
Статьей 12 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается ФИО1.
В соответствии с п.п. 14, 15, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – положение №), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, райисполком, горисполком рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком. К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается справка о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса ФИО1.
В п. 16 положения № установлено, что ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.
В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься ФИО1, ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку ФИО1, свое решение и землеустроительное дело направляет на заключение в Министерство лесного хозяйства ФИО1 - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда.
Следовательно, для размещения садоводческого товарищества «Эдельвейс», в том числе земельного участка 23:49:0404003:3727 за счет земель Сочинского национального парка требовалось утверждение землеустроительного дела на изъятие земель национального парка решением ФИО1.
Сопроводительным письмом Центрального отдела <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в прокуратуру представлено землеустроительное дело в отношении садоводческого товарищества «Эдельвейс», изучением которого установлено отсутствие сведений об утверждении данного дела решением ФИО1.
Кроме того, акт согласования межевых границ садоводческого товарищества «Эдельвейс», находящийся в указанном землеустроительном деле, не содержит сведения о предоставленном земельном участке ФИО6
Таким образом, права пользования членов садоводческого товарищества «Эдельвейс» землями Сочинского национального парка, изъятие которых не осуществлялось, и производные от них права собственности возникли на спорные земельные участки незаконно.
Дальнейшее правовое регулирование отношений по изъятию
и предоставлению земель в лесах первой группы также устанавливало исключительность случаев изъятия указанных земель с разрешения Правительства Российской Федерации (ст. 25 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО1»).
При этом в ст. 24 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, был установлен запрет
на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий.
Согласно информационного письма Комитета по земельной реформе
и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земель, находящихся в лесах первой группы» изъятие земель в лесах первой группы для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства допускается только с разрешения Правительства Российской Федерации. При этом оформляется землеустроительное дело в установленном ранее порядке.
В связи с этим изъятие и предоставление земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства с ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось только ФИО1, а после ДД.ММ.ГГГГ не допускалось в силу закона.
Исходя из требований ст. 32 ЗК ФИО1 приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
«О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» обязанность по обеспечению выделения земельных участков
для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
В соответствии с п. 6.3 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду, утвержденного решением малого ФИО1 <адрес>вого ФИО1 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отвода в натуре земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства, а также земель общего пользования садоводческих товариществ и выдачи документов, удостоверяющих право на землю, являются постановление администрации района (города) о предоставлении земельных участков, проект организации территории садоводческого товарищества, договор купли-продажи при предоставлении гражданам для садоводства продуктивных земель. Отвод земельных участков в натуре и изготовление документов, удостоверяющих право на землю, производится комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов (городов) за счет садоводов.
Согласно п. 2.5 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция), после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции, материалы по выдаче государственного акта оформляются в землеустроительное дело.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела.
Однако изучением землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, предоставленного Адлерским отделом <адрес> Росреестра по <адрес>, установлено, что отвод земельного участка в натуре в соответствии с требованиями ЗК ФИО1 в 1993 году не проводился, а выполнен лишь в 2008 году.
С учетом изложенного, истец считает, что правовые основания предоставления земельного участка отсутствовали, регистрация права собственности за ФИО6, а следовательно и ФИО2 на спорный земельный участок произведена незаконно.
Спорный земельный участок сформирован за счет земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1, 4, 5.5 действовавшего Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0404003:3727 согласование границ участков с территориальным органом Росимущества не имеется.
Согласно п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/327, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и
в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок
с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
С учетом изложенного, истец указывает, что право собственности ФИО6, а, следовательно, ФИО2возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом отдела земельного контроля по <адрес> управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования городской округ город – курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что спорный земельный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными лицами спорным земельным участком, а также указывают о фактическом не достижении целей предоставления указанного земельного участка.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
На основании изложенного просит признать отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
В решении суда указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещалась в установленном законном порядке.
Представитель администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» в судебном заседании указал об обоснованности заявленных требований и просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Как установлено в суде, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 незаконно оформлен в собственность ответчика поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст.ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса ФИО1 (Закон ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК ФИО1 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона
(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Соответствующее законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).
Положениями абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных норм законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих
в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
№ 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка.
В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3
ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении
от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-9070.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 частично расположен в границах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 5 квартала 28 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем, право собственности на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО6, впоследствии данный участок неоднократно отчуждался и ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка перешло к ФИО2, подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием государственной регистрации права собственности
ФИО6 на земельный участок послужило постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении прав на землю в садоводческом товариществе «Эдельвейс» (далее – постановление №) и свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изучением постановления № установлено, что решением Сочинского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № и <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № питомнику НПМК, музыкальной школе для организации садоводческого товарищества «Эдельвейс» выделен земельный участок площадью 5,5 га в районе села Голицыно, в связи с этим принято решение передать членам садоводческого товарищества «Эдельвейс» используемые ими в товариществе земельные участки в пожизненное наследуемое владение и земли общего пользования – в бессрочное постоянное пользование и утвердить представленные списки владельцев садовых участков и площадей земельных участков, передаваемых во владение членам указанного товарищества.
При этом данное постановление является неперсонифицированным, что не позволяет определить круг лиц, которым переданы земельные участки.
Согласно информации МКУ «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.05-33/2412 на хранении в архивный отдел приложение к постановлению № не поступало.
Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Адлерским отделом <адрес> Росреестра по <адрес> предоставлено свидетельство на право собственности на землю № выданное ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727.
Для оформления прав собственности ФИО6 использована форма бланка свидетельства о праве собственности на землю, утвержденная п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которая в силу п. 1 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю), выдавалась с ДД.ММ.ГГГГ для удостоверения права на землю до оформления государственного акта установленного образца.
В связи с этим, свидетельство по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало обязательной замене на государственный акт.
Проверка показала, что ФИО6 в соответствии с требованиями законодательства не получены государственный акт, свидетельство о праве собственности установленной формы.
Кроме того, из содержания решения исполнительного комитета Сочинского городского ФИО1 народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Адлерскому питомнику НИИ ЭРиТ АМН СССР и Адлерской музыкальной школе отводился земельный участок площадью 5,5 га для организации садоводческого товарищества «Эдельвейс» за счет земель Адлерского чайсовхоза, а не земель Сочинского государственного национального природного парка.
Таким образом, земельные участки не подлежали выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для их образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель национального парка после ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания распределения земель национального парка, изъятых в установленном порядке).
Согласно п. 15 Указа Президента Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО1» установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ01 в соответствии со ст.ст. 24, 25 ЗК РСФРС 1991 года изъятие земель, занятых лесами первой группы, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
При этом использование лесов первой группы для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется с разрешения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земель национальных парков для организации коллективного садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, допускалось только после изъятия этих земель на основании постановления (распоряжения) ФИО1 (Правительства Российской Федерации).
Кроме того, ст.ст. 17, 18 ЗК ФИО1 1970 года, ст.ст. 31, 32 ЗК ФИО1 1991 года предусмотрено, что право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления их границ в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования.
Положениями ст. 7 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе» установлено, что до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение двух лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Следовательно, если в течение двух лет не произведено изъятие земель национального парка в установленном порядке, то утрачивают юридическую силу принятые органами местного самоуправления решения об отводе (предоставлении) земель национальных парков для садоводства,
о переоформлении прав на такие земельные участки, выдаче государственных актов и свидетельств, а также государственные акты и свидетельства о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Последующая регистрация (перерегистрация) прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, образованные за счет земель национального парка является незаконной.
Из приведенных положений ранее действовавшего законодательства следует, что право пользования земельными участками национального парка, возникает только на земли, изъятые из его состава в установленном законом порядке, с момента выдачи государственного акта, подтверждающего границы землепользования.
В соответствии с распоряжением ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ №-р Сочинскому городскому исполнительному комитету ФИО1 народных депутатов (далее – Сочинский ГИК) отведено 244,34 га земель, изъятых в установленном законом порядке из Сочинского национального парка, для последующего выделения земельных участков предприятиям и организациям под коллективное садоводство.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от ДД.ММ.ГГГГ
№ в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244,34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Адлерского, Дагомысского, Верхне-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями <адрес>.
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены
предприятиям и организациям <адрес> для коллективного садоводства
с выдачей последним в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244,34 га.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства 70 садоводческим товариществам, в числе которых садоводческое товарищество «Эдельвейс» отсутствует, что также подтверждается заключением специалиста Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земель Сочинского национального парка для организации садоводческих товариществ на территории города-курорта Сочи.
Таким образом, изъятые распоряжением ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ №-р земли Сочинского национального парка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме распределены для размещения 70 садоводческих товариществ, в числе которых садоводческое товарищество «Эдельвейс» отсутствует.
Информациями ФКУ «Государственный Архив Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-т, от ДД.ММ.ГГГГ №-т подтверждается, что иные распоряжения ФИО1 (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось.
По результатам проведенного ФГБУ «Сочинский национальный парк»
анализа установлено, что на планах лесонасаждений Верхне-Сочинского, Нижне-Сочинского, Головинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского, Адлерского лесничеств Сочинского национального парка лесоустройства 1997-1998 годов имеются обозначения произведенных изъятий земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства, следовательно, указанные земли исключены из состава Сочинского национального парка при лесоустройстве.
На указанных планах лесонасаждений местоположение участков
и площадь изъятых земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства (исключенных из национального парка) соответствуют площади земель и местоположению земельных участков садоводческих товариществ, которым предоставлены в пользование изъятые земли Сочинского национального парка. Садоводческие товарищества расположены в границах изъятых земель.
Таким образом, правовых оснований для предоставления спорного земельного участка не имелось, в связи с отсутствием в пределах территории названного товарищества земель, выделенных в установленном порядке.
Статьей 12 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается ФИО1.
В соответствии с п.п. 14, 15, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – положение №), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, райисполком, горисполком рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком. К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается справка о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса ФИО1.
В п. 16 положения № установлено, что ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.
В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься ФИО1, ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку ФИО1, свое решение и землеустроительное дело направляет на заключение в Министерство лесного хозяйства ФИО1 - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда.
Следовательно, для размещения садоводческого товарищества «Эдельвейс», в том числе земельного участка 23:49:0404003:3727 за счет земель Сочинского национального парка требовалось утверждение землеустроительного дела на изъятие земель национального парка решением ФИО1.
Сопроводительным письмом Центрального отдела <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в прокуратуру представлено землеустроительное дело в отношении садоводческого товарищества «Эдельвейс», изучением которого установлено отсутствие сведений об утверждении данного дела решением ФИО1.
Кроме того, акт согласования межевых границ садоводческого товарищества «Эдельвейс», находящийся в указанном землеустроительном деле, не содержит сведения о предоставленном земельном участке ФИО6
Таким образом, права пользования членов садоводческого товарищества «Эдельвейс» землями Сочинского национального парка, изъятие которых не осуществлялось, и производные от них права собственности возникли на спорные земельные участки незаконно.
Дальнейшее правовое регулирование отношений по изъятию
и предоставлению земель в лесах первой группы также устанавливало исключительность случаев изъятия указанных земель с разрешения Правительства Российской Федерации (ст. 25 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО1»).
При этом в ст. 24 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, был установлен запрет
на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий.
Согласно информационного письма Комитета по земельной реформе
и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земель, находящихся в лесах первой группы» изъятие земель в лесах первой группы для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства допускается только с разрешения Правительства Российской Федерации. При этом оформляется землеустроительное дело в установленном ранее порядке.
В связи с этим изъятие и предоставление земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства с ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось только ФИО1, а после ДД.ММ.ГГГГ не допускалось в силу закона.
Исходя из требований ст. 32 ЗК ФИО1 приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
«О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» обязанность по обеспечению выделения земельных участков
для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
В соответствии с п. 6.3 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду, утвержденного решением малого ФИО1 <адрес>вого ФИО1 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отвода в натуре земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства, а также земель общего пользования садоводческих товариществ и выдачи документов, удостоверяющих право на землю, являются постановление администрации района (города) о предоставлении земельных участков, проект организации территории садоводческого товарищества, договор купли-продажи при предоставлении гражданам для садоводства продуктивных земель. Отвод земельных участков в натуре и изготовление документов, удостоверяющих право на землю, производится комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов (городов) за счет садоводов.
Согласно п. 2.5 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция), после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции, материалы по выдаче государственного акта оформляются в землеустроительное дело.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела.
Однако изучением землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, предоставленного Адлерским отделом <адрес> Росреестра по <адрес>, установлено, что отвод земельного участка в натуре в соответствии с требованиями ЗК ФИО1 в 1993 году не проводился, а выполнен лишь в 2008 году.
С учетом изложенного, суд считает, что правовые основания предоставления земельного участка отсутствовали, регистрация права собственности за ФИО6, а следовательно и ФИО2 на спорный земельный участок произведена незаконно.
Спорный земельный участок сформирован за счет земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1, 4, 5.5 действовавшего Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0404003:3727 согласование границ участков с территориальным органом Росимущества не имеется.
Согласно п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/327, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и
в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок
с кадастровым номером 23:49:0404003:3727 площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
С учетом изложенного, суд считает, что право собственности ФИО6, а, следовательно, ФИО2возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом отдела земельного контроля по <адрес> управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования городской округ город – курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что спорный земельный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными лицами спорным земельным участком, а также указывают о фактическом не достижении целей предоставления указанного земельного участка.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
При таком положении суд считает, что исковые требования и. о. прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2. о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ о признании отсутствующим право собственности и снятии с государственного кадастрового учета ФИО2 - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:3727, площадью 564 кв.м, категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для садового участка», расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Эдельвейс», участок №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд <адрес>.
Судья С.Ю. Машевец