Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года п. Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.,
при секретаре судебного заседания Дударь О.В.,
с участием: истца Шарабанова А.А.
помощника прокурора Переволоцкого района Филипповой Г.В.,
представителя ответчика Чухольской М.И.
представителя третьего лица администрации Переволоцкого поссовета Долгова В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах Шарабанова А.А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области о включении в сводный список граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем,
установил:
прокурор Переволоцкого района в интересах Шарабанова А.А. обратился в суд с административным иском о включении в сводный список граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, а также реализации отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации МО ... №-п Шарабанов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по категории ветеран боевых действий. На момент постановки на учет на территории Переволоцкого поссовета действовала норма общей площади жилья в размере 18 кв. метров на каждого на семью из 3 и более человек, утвержденная постановлением администрации МО ... №- п от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем учетная норма общей площади на граждан уменьшалась. Вместе с тем, уменьшение учетной нормы площади жилого помещения после постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия их с такого учета, поскольку новое правовое регулирование, если оно снижает уровень гарантий и компенсаций, не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период действия прежнего правового регулирования (определение Конституционного суда РФ от 12.04.2005 № 128-0). При указанных обстоятельствах Шарабанов А.А. обоснованно состоит на- учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Администрацией МО Переволоцкий район длительное время меры по включению его в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не принимаются, что лишает истца права на получение жилья в установленном законом порядке. Администрация МО Переволоцкий район отказывается включать Шарабанова А.А. в сводный список отдельных категорий граждан, полагая, что он не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По данному факту прокуратурой района внесено представление на имя главы администрации района, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации Переволоцкого района по не включению в сводный список Шарабанова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по категории ....; признать Шарабанова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеющим право на социальные льготы по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; обязать администрацию Переволоцкого района включить Шарабанова А.А. в сводный список отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, с даты постановки на учет.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Представители третьих лиц министерства социального развития Оренбургской области, государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, которая была привлечена судом к участию в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Шарабанов А.А. требования поддержал.
Помощник прокурора Переволоцкого района Филиппова Г.В. просила иск удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Чухольская М.И. по заявленным требованиям возражала, просила в иске отказать, представив возражения в письменном виде.
Представитель третьего лица администрации Переволоцкого поссовета Долгов В.Б. в судебном заседании пояснил, что не имеет возражений, относительно заявленных требований и оставляет разрешение дела на усмотрение суда.
Из письменных возражений ответчика следует, что признание граждан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановка их на учет относятся к полномочиям сельских поселении. Постановкой на учет Шарабанова А.А., его перерегистрацией в качестве нуждающегося в жилом помещении занимался .... Шарабанов А.А. поставлен на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ в администрации Переволоцкого поссовета по категории «...». На момент постановки на учет Шарабанов А.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с заявителем по данному адресу были зарегистрированы .... Дом общей площадью ... кв.м. принадлежит ... Шарабанову А.А. Учетная норма на дату постановки на учет по категории «...» по муниципальному образованию Переволоцкий поссовет составляла 18 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ остались зарегистрированными ... человека на общей площади ... кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет ... кв.м, что более учетной нормы 10 кв.м, действующей в муниципальном образовании ... с ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель зарегистрирован в жилом помещении совместно с ..., согласно ст. 31 Жилищного Кодекса РФ они являются членами одной семьи, поэтому он считается обеспеченным жилым помещением.
Из письменного отзыва государственной жилищной инспекции по Оренбургской области следует, что вопросы, изложенные в исковом заявлении, не относятся к компетенции инспекции. Решение по исковому заявлению просят принять в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Из письменного отзыва министерства социального развития Оренбургской области следует, что вопросы постановки, снятия с учета нуждающихся в жилом помещении в компетенцию министерства социального развития Оренбургской области не входят.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-IV-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан и по предоставлению жилищного сертификата Оренбургской области» органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», в том числе ветеранов боевых действий. Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, строительство жилых помещений, участие в долевом строительстве жилья в целях их предоставления по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях; предоставление в жилых помещений по договорам социального найма (принятие решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, заключение, изменение, расторжение договора социального найма жилых помещений), принятие решения о замене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерацией
создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Одной из мер социальной поддержки, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является предоставление жилых помещении.
Согласно пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.3.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ, по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокурором Переволоцкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства и реализации отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Представлением прокурора «Об устранении нарушений законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и жилищного законодательства» от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в адрес главы <адрес>, указано, что администрацией МО Переволоцкий район длительное время не принимаются меры по включению Шабанова А.А. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что лишает истца права на получение жилья в установленном законом порядке.
Согласно ответу администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям при реализации переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а именно Шарабанова А.А., постановкой на учет Шарабанова А.А., его перерегистрацией в качестве нуждающегося в жилом помещении занимался .... Шарабанов А.А. поставлен на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ администрацией ... по категории «...». На момент постановки на учет Шарабанов А.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с заявителем по данному адресу были зарегистрированы .... Дом общей площадью ... кв.м., принадлежит ... Шарабанову А.А. Учетная норма на дату постановки на учет ... по муниципальному образованию Переволоцкий поссовет составляла ... кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по указанному адресу снялись: Ш и Ш ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета Ш В указанном жилом доме зарегистрированы ... человека на общей площади ... кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет ... кв.м, что более учетной нормы 10 кв.м, действующей с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании Переволоцкий поссовет. Потому заявитель считается обеспеченным жилым помещением.
Согласно удостоверению ... № от ДД.ММ.ГГГГ оно выдано МВД РФ Шарабанову А.А., как имеющему льготы по п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно постановлению администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №- п Шарабанов А.А поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ..., согласно его заявлению.
Постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ № – п Шарабанов А.А. перерегистрирован в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ № - п семья Шарабанова А.А. снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья Шарабанова А.А. восстановлена в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ №-п Шарабанов А.А. перерегистрирован в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением администрации ... №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Постановлением администрации ... №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма предоставления общей площади жилого помещения 12 кв.м.
Постановлением администрации ... №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье из ... и более человек 18 кв.м. на одного члена семьи.
Постановлением администрации ... №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма предоставления площади жилого помещения 10 кв.м. общей площади.
Согласно справке, выданной руководителем ... от ДД.ММ.ГГГГ по картотеке предприятия за Шарабановым А.А. домовладения, приватизированной квартиры в <адрес> на учете не значится.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ у Шарабанова А.А. отсутствуют какие - либо объекты недвижимости на территории РФ.
Из договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ... ДД.ММ.ГГГГ по реестру №, следует, что Шарабанов А. А. купил жилой дом общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.Договор зарегистрирован в ГПТИ ДД.ММ.ГГГГ.
На долю истца в жилом доме приходится ... кв.м. общей площади. То есть, в настоящее время обеспеченность истца жилой площадью менее действовавшей на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ учетной нормы площади предоставления жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, заявитель впервые обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «...» ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий согласно постановлению администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №- п.
В дальнейшем семья Шарабанова А.А. была снята с учета, а затем постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ №-п восстановлена в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении, а истец постановлением администрации муниципального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ №-п был перерегистрирован в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В то же время администрацией МО Переволоцкий район длительное время не принимаются меры по включению его в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что лишает истца права на получение жилья в установленном законом порядке.
Суд приходит к выводу о незаконности указанных действий ответчика, учитывая правовую позицию, приведенную в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 года №128-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Курского гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года №896 «О зонах вооруженного конфликта», в котором указано «между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, по смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, вопрос о том, какие именно нормы подлежат применению в конкретном деле, разрешается судом, рассматривающим дело. Разрешение данного вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Осуществляя выбор подлежащих применению норм, суды должны исходить из того, что новое правовое регулирование, если оно снижает уровень гарантий и компенсаций, во всяком случае не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период действия прежнего правового регулирования.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 16 июля 2019 г. N 69-КГ19-10, уменьшение учетной нормы площади жилого помещения после постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях не может служить основанием для снятия их с такого учета. Иное противоречит положениям вышеприведенной части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом приведенных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что действия администрации Переволоцкого района по не включению истца в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», противоречат действующему жилищному законодательству, нарушают права и законные интересы истца, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах Шарабанова А.А. удовлетворить.
Признать Шарабанова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющим право на социальные льготы по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать администрацию Переволоцкого района включить Шарабанова А.А. в сводный список отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты постановки на учет.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Переволоцкий районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.И. Расчупко
Решение в окончательной форме изготовлено 30.10.2023 г.
Судья Е.И. Расчупко