Дело № 2-1071/2024 03RS0054-01-2024-001940-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Мелеуз 03 июля 2024 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Садыковой Л.А.
при секретаре судебного заседания Абдульмановой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к Донцову Д.В. о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что <дата обезличена> Донцову В.А. выданы разрешения на право хранение и ношение четырех единиц огнестрельного оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска, кроме того <дата обезличена>, ему была выдана лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны на газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>.
В связи с тем, что <дата обезличена> Донцов В.А. скончался, зарегистрированные на его имя огнестрельные оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружие самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>, изъято у Донцова В.А. и помещены на временное хранение в комнату хранения оружия Отдела МВД России по Мелеузовскому району, до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия.
Вышеуказанное оружие с момента изъятия <дата обезличена> и по настоящее время находится в Отделе МВД России по Мелеузовскому району, при этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
После умершего Донцова В.А. нотариусом Митюковой А.Р. заведено наследственное дело <№>.
В целях оформления разрешительных документов на право приобретения, хранения оружия принадлежащего гражданину Донцову В.А., либо в целях отчуждения оружия в установленном законе порядке родственниками и иными возможными наследниками с момента изъятия по настоящее время не предпринято никаких действий, каких либо обращений в ОЛРР (по г. Кумертау, г. Мелеуза и Мелеузовскому району, Куюргазинскому, Федоровскому районам) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан не поступало.
Просит прекратить право собственности Донцова В.А. на четыре единицы огнестрельного оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружие самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>.
Определением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от <дата обезличена> к участию в деле привлечена в качестве соответчика Донцова С.Р.
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес обезличен> не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования удовлетворить.
Ответчики Донцова С.Р., Донцов Д.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан, третье лицо нотариус Митюкова А.Р., в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статьей 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии) предусмотрены особенности оборота оружия. В соответствии с этой статьей наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производится при наличии у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия. Очевидно, требование названной статьи в настоящее время возможно применять лишь с учетом нормы статьи 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Свидетельство о праве на наследование входящего в состав наследственной массы оружия должно быть выдано наследникам на общих основаниях. Если в число наследников входят лица, не имеющие в соответствии с названным Законом права на приобретение и хранение оружия, их право собственности подлежит прекращению одним из предусмотренных Законом способов. Наиболее простым из них является заключение соглашения о разделе наследственного имущества, в соответствии с которым унаследованное оружие переходит к наследникам, имеющим права на его приобретение и хранение, с денежной или иной компенсацией доли наследника, право собственности которого подлежит прекращению. При невозможности заключения соглашения о разделе наследственного имущества право собственности наследника на оружие подлежит прекращению на основании статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
На основании статьи 3 Закона об оружии, гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений части 2 статьи 20 и части 5 статьи 27 Закона об оружии, дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Как следует из материалов дела, Донцов В.А. являлся владельцем четырех единиц огнестрельного оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружия самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>.
Согласно свидетельству о смерти <№> от <дата обезличена> Донцов В.А. умер <дата обезличена>.
В связи со смертью владельца Донцова В.А., проживавшего по адресу: <адрес обезличен>, <дата обезличена> вышеперечисленное оружие изъято у Донцова Д.В. и помещено для временного хранения в комнату хранения оружия Отдела МВД России по Мелеузовскому району.
Нотариусом нотариального округа Мелеузовский район и город Мелеуз Митюковой А.Р. заведено наследственное дело <№> к имуществу умершего Донцова В.А., наследником принявшим наследство является супруга Донцова С.Р..
Свидетельства о праве на наследство по закону на огнестрельного оружия марки «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружие самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>, наследнику не выдавалось.
Согласно ответа Начальник отделения лицензионно-разрешительной работы (по городу Кумертау, городу Мелеузу и Мелеузовсшму району, Куюргазинскому, Федоровскому районам) г. Мелеуз Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от <дата обезличена> <№>, Донцов Д.В., <дата обезличена> г.р. (сын умершего) и гражданка Донцова С.Р., <дата обезличена> г.р. (супруга умершего), в территориальные подразделения Росгвардии за оформлением лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия не обращались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно пункту 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об оружии» № 150 от 13.12.1996 г. и в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2010 г. № 398-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Принимая во внимание изложенное, поскольку после смерти Донцова В.А. его наследники в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвели, с учетом положений Закона об оружии, регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, они не могут являться собственниками указанного оружия.
При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к Донцову Д.В., Донцовой С.Р. о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие удовлетворить.
Прекратить право собственности умершего Донцова В.А. на четыре единицы огнестрельного оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружие самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>.
Передать в государственную собственность на четыре единицы огнестрельного оружия моделей «Сайга-410К», калибра 410х76, <№>, 2001 года выпуска, «ИЖ-27ММ», калибра 12х76, <№>, 1997 года выпуска, «ПБ-4-1 Оса», калибра 18х45, серия Е, <№>, «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм РА <№>, 2004 года выпуска и оружие самообороны газовый пистолет модели «ИЖ-79», калибра 8мм серии ТЕР <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 3 июля 2024 года.
Председательствующий судья Л.А. Садыкова