Дело № 2-238/2023
24RS0047-01-2023-000263-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2023 года гп. Северо-Енисейский
Красноярский край
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Пиджакова Е.А.,
при секретаре Куклиной И.И.,
с участием: истца - помощника прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края Рейнварт К.Р.
представителя соответчика Администрации Северо-Енисейского района – Свиридовой А.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Вельминская основная школа №» об обязании принять меры по устранению допущенных нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северо-Енисейского района обратился в Северо-Енисейский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Вельминская основная школа № 9», Управлению образования администрации Северо-Енисейского района, Администрации Северо-Енисейского района об обязании принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно необорудовании системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что на образовательные организации в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возложены обязанности, в том числе по созданию безопасных условий обучения и воспитанию обучающихся. МБОУ «Вельминская основная школа № 9» осуществляет образовательную деятельность, её учредителем является Управление образования администрации Северо-Енисейского района. В 2022 году была проведена проверка законодательства о противодействии терроризму, вносилось представление об устранении нарушений, в том числе подпункта "д" п. 24 Требований, которое рассмотрено с направлением ответа с указанием причин, по которым нарушения не устранены - отсутствие бюджетных средств. Согласно акту о проверке готовности обшеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году в МБОУ «Вельминская основная школа № 9» имеются замечания в части отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) образовательного учреждения, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Таким образом, здание образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в нем.
Определением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 08.11.2023 производство по гражданскому делу по иску прокурора Северо-Енисейского района в части возложения обязанности по финансированию Управлением образования администрации Северо-Енисейского района, Администрацией Северо-Енисейского района расходов перед МБОУ «Вельминская основная школа № 9» об обязании принять меры по устранению допущенных нарушений закона, по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, п. Бельмо, ул. |Центральная, 25, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, прекращено, в связи с отказом представителя процессуального истца от части заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Северо-Енисейского района Рейнварт К.Р. уточнила исковые требования, а именно: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вельминская основная школа № 9» установить на объекте (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, п. Вельмо, ул. Центральная, д. 25, систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Вельминская основная школа № 9» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 43). Согласно представленному отзыву, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований ссылаясь на следующее. В связи со сложившейся экономией бюджетных средств МБОУ «ВОШ № 9» за прошедший период 2023 года, бюджетные средства у данного учреждения на выполнение работ по оборудованию школы системами (средствами) экстренного оповещения работников и иных лиц имеются в достаточном объеме 290571,72 руб. Для осуществления работ по монтажу автономной системы (средств) экстренного оповещения по вышеуказанной образовательной организации потребовалось дополнительно 290571,72 руб. Выделения дополнительных бюджетных средств из бюджета администрации Северо-Енисейского района на реализацию мероприятия не требуется. Кроме того, Управление образования администрации Северо-Енисейского района обращалось к Начальнику Отдела вневедомственной охраны по г. Лесосибирску - филиал ФГКУ « УВО ВНГ России по Красноярскому краю» от 19.11.2022 №1848 о разъяснении технических регламентов и нормативных актов касающихся установки системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте. Между МБОУ «ВОШ № 9» и ИП Беляевым Василием Анатольевичем заключен договор на выполнение работ по монтажу автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации от 30.10.2023 № 786-10. Срок выполнения работ установлен не позднее 25.12.2023. Стоимость работ по данному договору составляет 290571,72 руб. (л.д. 44-45).
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, Управление образование в Северо-Енисейском районе Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, извещенные о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.п.2 п.15 ч.3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно п.7 ст.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с положениями ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекта, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).
В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий), в силу подп. «б» п.25 которых в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Северо-Енисейского района Красноярского края проведена проверка исполнения МБОУ «Вельминская основная школа № 9» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействию терроризму. 01.11.2022 в адрес руководителя Управления образования администрации Северо-Енисейского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 7-8).
01.12.2022 в адрес прокурора Северо-Енисейского района направлено письмо о рассмотрении представления прокуратуры от 01.11.2022 № 7-1-1042 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», согласно которому установка систем оповещения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с паспортом безопасности образовательных учреждений планируется на 2024 год, поскольку средства на установку данных систем в бюджет Северо-Енисейского района на 2023 год не заложены (л.д. 9-11).
Согласно акту об оценке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году от 11.08.2023 в МБОУ «Вельминская основная школа № 9» имеются замечания в части отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) образовательного учреждения, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 12-17).
Данные нарушения подтверждаются информационным письмом Управления Росгвардии по Красноярскому краю об антитеррористической готовности общеобразовательных организаций к началу нового 2023-2024 учебного года от 25.08.2023 № 710/8-2841(л.д.18-23).
Из письма Управления образования Северо-Енисейского района от 21.09.2023 № 1791 следует, что в 2024 году включены в расходную часть бюджета Северо-Енисейского муниципального образования затраты на выполнение мероприятий по оснащению образовательных учреждений системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 25).
МБОУ «Вельминская основная школа № 9» является образовательным учреждением, которому присвоена четвертая категория опасности.
Таким образом, судом установлено, что на территории МБОУ «Вельминская основная школа № 9» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Здание образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в нем.
Обеспечение системой оповещения и управления эвакуацией здания школы является одним из видов комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2 ч. 13 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Подпунктом "д" п. 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Численный состав учащихся МБОУ «Вельминская основная школа № 9», согласно акту об оценке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебного году, составляет 15 человек.
Только после обращения прокурора в суд, 30.10.2023 заключен между МБОУ «Вельминская основная школа № 9» и ИП Беляев В.А. договор № 786-10 на выполнение работ по установлению системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 54-56).
Вместе с тем, заключение договора на выполнение работ по установлению системы оповещения и управления эвакуацией, не свидетельствует об установлении фактически данной системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на день рассмотрения настоящего гражданского дела. Что в свою очередь является основанием для отклонения судом довода ответчика об отказе в удовлетворении заявленного прокурором Северо-Енисейского района искового требования, колторый не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Северо-Енисейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчикам МБОУ «Вельминская основная школа № 9» срок для исполнения данного решения суда три месяца, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения, как заявлено процессуальным истцом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района, в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Вельминская основная школа № 9» об обязании принять меры по устранению допущенных нарушений закона, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вельминская основная школа № 9» установить на объекте (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, п. Вельмо, ул. Центральная, д. 25, систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента составления мотивированного решения, подачей апелляционной жалобы через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Е.А. Пиджаков
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2023