...
Дело № 1-28/2022
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 г. г. Челябинск
Челябинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Скворцова С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Городокиным В.В., секретарём судебного заседания Андреевой А.Р.,
с участием государственных обвинителей - старшего помощника военного прокурора 308 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции Полковникова Н.О., заместителя прокурора той же прокуратуры майора юстиции Клименко В.В.,
подсудимого и его защитника - адвоката Жданова Б.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению военнослужащего по контракту войсковой части №
Комогорова Даниила Олеговича, <данные изъяты>
в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ.
Судебным следствием военный суд
установил:
Комогоров, будучи военнослужащим по контракту, действуя умышленно, желая временно уклониться от военной службы и провести время по своему усмотрению, совершил неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, то есть преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 337 УК РФ.
Преступление совершено Комогоровым при следующих обстоятельствах.
Комогоров 3 августа 2020 г. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на три года, которую стал проходить на различных должностях, а с 4 февраля 2022 г. в должности пулемётчика в войсковой части №.
14 февраля 2022 г. Комогоров убыл в отпуск по личным обстоятельствам в г. Курган, при этом ему было предписано вернуться к месту прохождения службы 24 февраля того же года.
В период нахождения в отпуске у Комогорова, решившего отдохнуть от обязанностей военной службы, возник умысел на совершение указанного преступления. В этой связи он решил не возвращаться к месту прохождения военной службы и 24 февраля 2022 г. не прибыл из отпуска, а продолжил проводить время по своему усмотрению, находясь в г. Кургане и Курганской области. При этом Комогоров не уведомил о своих намерениях командование воинской части, в правоохранительные органы и органы военного управления не обращался.
15 марта 2022 г. противоправная деятельность Комогорова была пресечена сотрудниками военной комендатуры (гарнизона, 3 разряда) (<адрес>), обнаружившими его по месту временного проживания по адресу: <адрес>.
В судебном заседании подсудимый Комогоров, раскаявшись в содеянном, виновным себя в совершении инкриминируемого ему деяния признал полностью. При этом он показал, что контракт о прохождении военной службы им был заключён добровольно, однако находясь в отпуске в феврале 2022 г. он осознал, что не хочет возвращаться из отпуска к установленному сроку, а, напротив, хочет отдохнуть дома. При этом через некоторое время он планировал вернуться в воинскую часть и продолжить прохождение военной службы в <адрес>, либо перевестись в другую воинскую часть, дислоцированную ближе к г. Кургану.
Помимо признания подсудимым своей вины в содеянном, его виновность в совершении инкриминируемого деяния полностью подтверждается совокупностью исследованных военным судом доказательств.
Как следует из показаний свидетеля ФИО1, данных на предварительном следствии и оглашённых с согласия сторон в судебном заседании, он проходит военную службу в войсковой части № в должности командира взвода, а Комогоров является его прямым подчинённым. 14 февраля 2022 г. Комогоров убыл на срок десять суток в отпуск по личным обстоятельствам, однако к установленному времени из него не вернулся. На неоднократные звонки и сообщения Комогоров не отвечал, в связи с чем в воинской части было назначено разбирательство.
Факт убытия Комогорова в отпуск подтверждается исследованными в суде выпиской из приказа командира войсковой части № от 14 февраля 2022 г. № о предоставлении отпуска, копией отпускного билета от той же даты №, а также сообщением начальника Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте от 28 марта 2022 г. №. При этом как следует из указанного отпускного билета Комогорову предписано вернуться к месту службы 24 февраля 2022 г., а согласно регламенту служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утверждённому командиром войсковой части 32010, прибытие на службу определено к 8 часам.
Согласно показаниям свидетеля ФИО2, оглашённым в судебном заседании, она знакома с Комогоровым с декабря 2017 г., в ходе общения у них сложились дружеские отношения. В конце января 2022 г. Комогоров сообщил ей, что хочет отдохнуть от обязанностей военной службы и предложил ей удочерить её детей. С этой целью она переслала ему фотографию справки о рождении второго ребёнка, на основании которой Комогоров убыл в отпуск в г. Курган. В период нахождения в отпуске Комогоров решил временно не возвращаться в расположение воинской части, а продолжить проводить время по своему усмотрению дома. Несмотря на телефонные звонки от командования, Комогоров к месту прохождения службы не вернулся, а остался в Курганской области, где проживал с ФИО2, её детьми и бабушкой. При этом каких-либо мер, направленных на удочерение её детей, Комогоров не предпринимал, необходимости в совместном проживании с ним у неё не было. 15 марта 2022 г. к ним домой пришли сотрудники военной полиции, которые попросили Комогорова проехать с ними, что он и сделал.
Согласно оглашённым показаниям матери Комогорова - ФИО3, допрошенной в ходе предварительного следствия, после призыва на военную службу её сын добровольно заключил контракт о прохождении военной службы, которую проходил в <адрес>. В начале февраля 2022 г. ей позвонил сын и сказал, что приедет в отпуск, который продлится до 24 февраля, после чего ему будет необходимо вернуться на службу. 15 марта 2022 г. к ней домой прибыли сотрудники военной полиции, от которых она узнала, что сын не вернулся к месту прохождения службы. В тот же день сын был доставлен данными сотрудниками в комендатуру для проведения разбирательства.
Как следует из рапорта командира взвода военной полиции военной комендатуры (гарнизона, 3 разряда) (<адрес>) ФИО4 от 16 марта 2022 г. примерно в 19 часов 50 минут 15 марта того же года им было установлено местонахождение Комогорова в г. Кургане, после чего данный военнослужащий был доставлен в военную комендатуру.
Будучи допрошенным в ходе предварительного следствия в качестве свидетеля ФИО4 дал показания, аналогичные содержанию вышеуказанного рапорта, при этом сообщив, что розыск Комогорова осуществлялся на основании соответствующего поручения, в связи с неявкой данного военнослужащего из отпуска.
Наличие у Комогорова статуса военнослужащего по контракту подтверждается исследованными в суде копиями контракта о прохождении военной службы от 3 августа 2020 г., выписки из приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от той же даты № и военного билета Комогорова.
При этом согласно заключению военно-врачебной комиссии филиала № ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № Комогоров признан "А" - годным к военной службе, заключением амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы установлено, что на момент совершения инкриминируемого деяния и производства экспертизы Комогоров психическими расстройствами не страдал и не страдает, мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими.
Оценивая приведённые доказательства, военный суд считает, что вина Комогорова в совершении преступления подтверждается признательными показаниями подсудимого, который в ходе предварительного расследования дал подробные показания об обстоятельствах совершения преступления, данные показания подтвердил в судебном заседании, а также показаниями свидетелей и иными доказательствами, исследованными при рассмотрении дела.
Письменные доказательства по делу и документы, указанные выше, собраны в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, оснований для признания их недопустимыми, в соответствии со ст. 75 УПК РФ, не имеется, ввиду чего военный суд признаёт их относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела.
Оценивания в качестве доказательств показания свидетелей, военный суд считает необходимым отметить, что они последовательные, логичные, непротиворечивые, согласуются как между собой, так и с другими доказательствами, дополняют их и не опровергаются. У лиц, допрошенных по делу в качестве свидетелей, нет причин для оговора Комогорова. Наличия неприязненных отношений у свидетелей с подсудимым не установлено. Ввиду данных обстоятельств оснований не доверять показаниям свидетелей у военного суда не имеется, поэтому военный суд, признаёт их показания достоверными, правдивыми, соответствующими действительности и допустимыми доказательствами, которые могут быть положены в основу обвинительного приговора.
Сопоставив все приведённые доказательства, военный суд приходит к выводу, что они согласуются между собой, признаются военным судом относящимися к настоящему уголовному делу, объективными, правдиво отражающими фактические обстоятельства совершения преступления, достоверными, допустимыми, полученными без нарушений уголовно-процессуального законодательства, а в совокупности достаточными для принятия решения и установления вины Комогорова в совершённом преступлении.
Таким образом, военный суд считает доказанным, что Комогоров будучи военнослужащим по контракту, действуя умышленно, желая временно уклониться от военной службы и провести время по своему усмотрению, совершил неявку в срок без уважительных причин на службу в период с 24 февраля по 15 марта 2022 г.
Давая юридическую оценку действиям Комогорова, военный суд приходит к следующему.
Преступление подсудимым совершено с прямым умыслом, поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что Комогоров, являясь военнослужащим по контракту, достоверно знал о необходимости вернуться из отпуска в установленный срок к месту прохождения военной службы, однако не сделал этого, желая отдохнуть от выполнения возложенных на него задач. При этом о наличии каких-либо тяжёлых жизненных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, стороной защиты не заявлено, в ходе рассмотрения дела судом они не установлены.
Содеянное подсудимым Комогоровым военный суд квалифицирует по ч. 3 ст. 337 УК РФ - как неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершённую военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подсудимого Комогорова военный суд не усматривает.
Доводы Комогорова о том, что преступление им совершено в связи с неуставными действиями со стороны командиров воинской части военный суд признаёт несостоятельными и расценивает данные доводы как избранный способ защиты подсудимого.
Доводы подсудимого не согласуются как с показаниями свидетеля ФИО1, показавшего об отсутствии каких-либо неуставных отношения в войсковой части №, так и с показаниям самого Комогорова, данными в ходе предварительного расследования в присутствии адвоката, согласно которым он (Комогоров) указывал на совершение преступления в связи с неуставными отношениями в войсковой части № с целью переложить часть ответственности на командование воинской части.
При назначении наказания Комогорову военный суд в соответствии с положениями ст. 6, 43 и 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, что он на учёте у врачей психиатра и нарколога не состоит, а также обстоятельства, смягчающие наказание, и влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия его жизни.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Комогорова, военный суд учитывает следующее:
в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие на иждивении у Комогорова одного малолетнего ребёнка (ДД.ММ.ГГГГ рождения), участие Комогорова в следственных действиях и сообщение об обстоятельствах совершённого преступления военный суд расценивает как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, что соответствует содержанию п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ при назначении наказания военный суд учитывает состояние здоровья Комогорова, что тот свою вину в совершении инкриминируемого ему преступления признал полностью как на стадии предварительного расследования, так и в суде, раскаялся в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, не установлено.
С учётом установленных обстоятельств по делу и личности подсудимого, военный суд приходит к выводу о том, что предусмотренные уголовным законом цели наказания - восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения новых преступлений, в отношении Комогорова достижимы при назначении наказания в виде ограничения по военной службе, так как оснований для назначения более строгих видов наказания, военный суд не усматривает.
Делая такой вывод военный суд принимает во внимание, что согласно положениям ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть применено в отношении Комогорова, который не имеет судимости и обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, является военнослужащим по контракту, срок которого истекает в августе 2023 г.
В то же время, с учётом личности подсудимого, характера совершённого им деяния, военный суд не усматривает оснований для применения в отношении подсудимого ст. 64 УК РФ и назначения ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за указанное преступление.
При определении срока ограничения по военной службе, а также размера части денежного довольствия, подлежащего удержанию в доход государства, военный суд учитывает тяжесть совершённого преступления, имущественное положение осуждённого, прохождение им военной службы по контракту, личность виновного, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и условия жизни его семьи.
Избранная в отношении подсудимого мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении подлежит сохранению до вступления приговора в законную силу.
Процессуальные издержки по делу, связанные с выплатой вознаграждения защитнику за оказание юридической помощи Комогорову по назначению, учитывая удовлетворительное материальное положение подсудимого, на основании ч. 2 ст. 132 УПК РФ, надлежит взыскать с последнего в доход федерального бюджета.
Вещественных доказательств по делу не имеется.
Гражданские иски по делу не заявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
Комогорова Даниила Олеговича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ, и назначить ему наказание в виде ограничения по военной службе на срок один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранную Комогорову Д.О., до вступления приговора в законную силу оставить без изменения, по вступлении приговора в законную силу - отменить.
Процессуальные издержки по делу в сумме 17 497 руб. 25 коп., состоящие из выплат вознаграждения защитнику за оказание им юридической помощи осуждённому по назначению следователя и суда взыскать с осуждённого Комогорова Д.О. в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его постановления.
В случае направления уголовного дела в Центральный окружной военный суд для рассмотрения в апелляционном порядке осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий п/п С.В. Скворцов
...
...
...
...
...
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
...