дело № 2-2823/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
29 ноября 2023 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,
при секретаре Цееб А.Г.,
с участием:
заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко Владимира Николаевича,
представителей публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» Штемпель Ольги Сергеевны, Гринькив Максима Петровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Орскнефтеоргсинтез» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоотведении, охране вод,
у с т а н о в и л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Орскнефтеоргсинтез» (далее-ПАО «Орскнефтеоргсинтез»), указав, что основным видом деятельности ПАО «Орскнефтеоргсинтез» является переработка нефти, производство и реализация нефтепродуктов, газа, продукции органического синтеза, продукции неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс, товаров бытовой химии, производства катализаторов и металлопродукции.
В результате проведенной Орской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что при наличии фактов физической и технической изношенности большей части сооружений и оборудования действующих локальных очистных сооружений, выявления фактов превышения содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия на контрольном канализационном колодце перед их сбросом на очистные сооружения, фактические меры по реконструкции действующих локальных очистных сооружений ПАО «Орскнефтергсинтез» не приняты.
Поскольку выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, Орский межрайонный природоохранный прокурор с учетом измененных требований просит суд возложить на ПАО «Орскнефтеоргсинтез» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести реконструкцию действующих локальных очистных сооружений цеха водоснабжения и канализации ПАО «Орскнефтеоргсинтез», расположенных по адресу: <адрес>.
Заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко В.Н измененные требования поддержал, дав объяснения, аналогичные доводам иска.
Представители ответчика ПАО «Орскнефтеоргсинтез» Штемпель В.Н., действующая на основании доверенности от 24 апреля 2023г., Гринькив М.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., иск признали, указали, что запланированные мероприятия по реконструкции очистных сооружений требуют значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем просили предоставить срок для устранения выявленных нарушений не ранее ДД.ММ.ГГГГг.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 58, п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обязанностью каждого является сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
ПАО «Орскнефтеоргсинтез» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности общества является переработка нефти, производство и реализация нефтепродуктов, газа, продукции органического синтеза, продукции неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс, товаров бытовой химии, производства катализаторов и металлопродукции.
ДД.ММ.ГГГГг. ПАО «Орскцнефтеоргсинтез» включено в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается выпиской Южно- Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно свидетельству Чкаловский водозабор ПАО «Орскнефтеоргсинтез» поставлен на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду III категории.
На основании решения и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГг. № проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере охраны вод в деятельности ПАО «Орскнефтеоргсинтез», в результате которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. между ПАО «Орскнефтеооргсинтез» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор водоотведения№, согласно которому ООО «<данные изъяты>» осуществляет прием сточных вод ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку и сброс в водный объект, а ПАО «Орскнефтеоргсинтез» обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод.
Согласно п. 12 вышеуказанного договора на ПАО «Орскнефтеоргсинтез», как абонента, возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию канализационных сетей, принадлежащих ПАО «Орскнефтеоргсинтез» на праве собственности в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также незамедлительно сообщать ООО «<данные изъяты>» обо всех повреждениях или неисправностях на канализационных сетях, сооружениях и устройствах, либо о ситуациях (угрозах их возникновения), которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде.
Из согласованной с ООО «<данные изъяты>» декларации о составе и свойствах сточных вод ПАО «Орскнефтеоргсинтез» на 2023 г. следует, что фактические концентрации ряда загрязняющих веществ и фактические показатели свойств сточных вод на выпуске № – канализационном колодце к.к.к., расположенном на территории ПАО «Орскнефтеоргсинтез», после локальных очистных сооружений должны составлять, – ион аммония – <данные изъяты> мг/дм3, ХПК – <данные изъяты> мг/дм3, фенолы – <данные изъяты> мг/дм3, нефтепродукты – <данные изъяты> мг/дм3.
По информации цеха ВиК ПАО «Орскнефтеоргсинтез», в период времени с 7 по ДД.ММ.ГГГГг. на очистные сооружения ООО «<данные изъяты>» перекачено <данные изъяты> сточных вод.
При этом, по данным рабочего журнала лаборатории охраны природы результатов анализа сточной и очищенной сточной воды ПАО «Орскнефтеоргсинтез» №.7, ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 час.при входе отборе проб сточной воды на 2-ую систему участка нефтеловушек механической очистки сточных вод цеха ВиК ПАО «Орскнефтеоргсинтез» выявлена концентрация загрязняющего вещества – ион аммония в количестве <данные изъяты> мг/дм3 (отбор проб произведен в 08:00 час.), ДД.ММ.ГГГГг. в 12:00 час.при входе отборе проб сточной воды на 2-ую систему участка нефтеловушек механической очистки сточных вод цеха ВиК ПАО «Орскнефтеоргсинтез» выявлена аналогичная концентрация загрязняющего вещества – ион аммония в количестве <данные изъяты> мг/дм3 (отбор проб произведен в 08:00 час.),
В соответствии с протоколом испытаний ООО «Оренбург Водоканал» (заказчик ООО <данные изъяты>») от ДД.ММ.ГГГГг. №-Орск, по результатам исследования сточной воды на выпуске № – контрольном канализационном колодце к.к.к., расположенном на территории ПАО «Орскнефтеоргсинтез», отобранной ДД.ММ.ГГГГг. в 15:00 час., выявлено превышение следующих показателей загрязняющих веществ: ионы аммония - (более <данные изъяты> мг/дм3 <данные изъяты> мг/дм3, при норме <данные изъяты> мг/дм3), максимально допустимое значение показателя контрацепции: не определён; ХПК – <данные изъяты> мг.дм3, при норме <данные изъяты> мг/дм3, максимально допустимое значение показателя контрацепции: <данные изъяты> мг/дм3.
Кроме того, согласно протоколам отбора проб воды, результатов испытаний проб воды ГБУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГг. №В40, по результатам отбора проб сточной воды на общем стоке ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (контрольный канализационный колодец к.к.к., расположенный на территории ПАО «Орскнефтеоргсинтез»), отобранной ДД.ММ.ГГГГг. в 14:30 час., выявлено превышение следующего показателя загрязняющих веществ: фенол – более <данные изъяты>/дм3, при норме <данные изъяты> мг/дм3.
В 2022г. ПАО «Орскнефтеоргсинтез» заключило договор с ООО «<данные изъяты>» по разработке вариантов модернизации локальных очистных сооружений цеха ВиК, обществу предложены проектные решения по модернизации существующей системы очистки промышленных стоков.
ДД.ММ.ГГГГг. проведено производственное совещание выездного штаба ПАО «Орскнефтеоргсинтез» и АО «<данные изъяты>», на котором в числе прочих одобрено предложение по реконструкции локальных очистных сооружений, что подтверждается протоколом.
ПАО «Орскнефтеоргсинтез» разработано и утверждено Техническое задание № на разработку проектной и рабочей документации объекта «Реконструкция механических очистных сооружений цеха ВиК», в частности участка нефтеловушек по очистке сточных вод цех ВиК; по утверждению представителя ответчика ведется работа по заключению договора на разработку проектной и рабочей документации, в бюджет общества на 2024г. заложены средства на проектные работы.
Из анализа заключения технико-экономического обоснования «Разработка вариантов модернизации локальных очистных сооружений (ЛОС) цеха ВиК ПАО «Орскнефтеоргсинтез» книга № «Общие технические решения» ООО «<данные изъяты>», разработанным в 2022 г. техническое состояние большей части сооружений и оборудования за длительный период эксплуатации (более 40 лет) физически изношено и морально технологически устарело, при работе очистных сооружений невозможно обеспечить требуемую степень очистки стоков.
Это привело к тому, что поток очищенных сточных вод, возвращаемый на повторное использование имеет превышение по качественным показателям –фосфаты, БПК5, поток очищенных вод, направляемых на очистные сооружения <адрес> имеет превышения по качественным показателям- нефтепродукты, фенол, АПАВ, сульфаты, хлориды, соли тяжелых металлов (медь, цинк)
Причины, которые обуславливают недостаточную эффективность очистки сточных вод:существующие очистные сооружения не имеют полноценного комплекса физико-химической очистки сточных вод;в существующей технологической схеме отсутствуют оборудование и сооружения для биологической очистки и глубокой очистки сточных вод.
Согласно п. 3.8 раздела № заключения технико-экономического обоснования требуется существенная реконструкция системы механической очистки промышленно-ливневых стоков ПАО «Орскнефтеоргсинтез», замены устаревшего оборудования на более совершенное, высокоэффективное с низким потреблением электроэнергии.
Реконструкция системы и применение современного, высокоэффективного оборудования, крытых или герметичных боков резервуаров в отделениях механической и физико-химической очистки позволит обеспечить:снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до минимальных значений; исключение негативного воздействия очистных сооружений на работников ПАО «Орскнефтеоргсинтез», жителей <адрес> и окрестностей.
В то же время, согласно п. 4.4 раздела № заключения технико-экономического обоснования с экологической и санитарно-гигиенических точек зрения, вариант строительства новых локальных очистных сооружений обеспечивает требования природоохранного и санитарного законодательства при водоотведении, поскольку позволяют достигать качество очищенных сточных вод, соответствующее нормативным требованиям на сброс в поверхностный водоем.
По результатам проверки в адрес ПАО «Орскнефтеоргсинтез» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в том числе с требованием об принятии организационных, технических мер по реконструкции действующих локальных очистных сооружений либо строительству новых локальных очистных сооружений.
По информации ПАО «Орскнефтеоргсинтез» отДД.ММ.ГГГГ №, а также от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с бизнес-планом на 2024 год ПАО «Орскнефтеоргсинтез» запланированы мероприятия по реконструкции очистных сооружений ПАО «Орскнефтеоргсинтез».
Согласно ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п. 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 168, основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются:
а) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора;
б) организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений;
в) систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений;
г) контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон;
д) выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
Пункты 9.1.1-9.1.2 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85», утверждённых Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 860/пр, определяют, что степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, должна соответствовать требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды, а повторно используемой - санитарно-гигиеническим и технологическим требованиям потребителя. Исходные данные для проектирования развития и реконструкции существующих очистных сооружений следует принимать на основании полученных должным образом результатов контроля расхода и свойств поступающих сточных вод за период не менее 3 лет, с учетом перспективного развития поселений и городских округов.
Для расчетов сооружений необходимо использовать релевантные (адекватные решаемой задаче) значения исходных данных, учитывающие специфику данного сооружения и параметры, влияющие на его работу.
Расчетные расходы отдельных сооружений необходимо определять с учетом их технологических особенностей (время пребывания, гидравлический режим) и рекомендаций настоящего свода правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 113 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Таким образом, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» при наличии фактов физической и технической изношенности большей части сооружений и оборудования действующих локальных очистных сооружений, выявления в 2023 г. лабораториями ООО «<данные изъяты>» и ГБУ «Экологическая служба <адрес>» фактов превышения содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия на контрольном канализационном колодце перед их сбросом на очистные сооружения ООО «<данные изъяты>», с 2022 г. по настоящее время фактических и действенных мер по реконструкции действующих локальных очистных сооружений ПАО «Орскнефтеоргсинтез» не приняло.
При рассмотрении дела ответчиком ПАО «Орскнефтеоргсинтез» факт наличия выявленных нарушений не опровергнут, доказательства устранения нарушений не представлены.
Суд считает, что указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, в частности в области водоотведения и охраны вод, влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Учитывая установленные обстоятельства, суд считает требования иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что для исполнения мероприятий по реконструкции очистных сооружений требуются значительные временные затраты, суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на публичное акционерное общество «Орскнефтеоргсинтез» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести реконструкцию действующих локальных очистных сооружений цеха водоснабжения и канализации ПАО «Орскнефтеоргсинтез», расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: .
Мотивированное решение составлено 6 декабря 2023 г.