Дело № (2-10811/2023)
50RS0№-16
РЕШЕНИЕ СУДА
ИФИО1
27 марта 2024 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Социальному фонду России, Филиалу № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решение о прекращении выплат пособия, обязать назначить ежемесячную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение о прекращении выплаты пособия ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения); обязать назначить ежемесячную денежную выплату на ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании заявленных требований указав, что решением ДД.ММ.ГГГГ ей назначено единое пособие, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (копия решения о назначении меры социальной поддержки прилагается). Однако она выплат так и не получила. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на ее обращение ДД.ММ.ГГГГ было указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пособия, в связи с выявлением факта не предоставления справки о доходах супруга силового ведомства, и был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ №, о том что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ решение ответчиком было принято неправомерно, так как в течение 10 дней не была предоставлена справка о доходах и ДД.ММ.ГГГГ выплата была прекращена. Однако в нарушение п.35 указанного постановления ей уведомления о необходимости предоставления справки о доходах не приходило, в связи с чем решение о прекращении выплаты пособий неправомерно.
В судебное заседание истец ФИО5 не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, просила иск удовлетворить.
Ответчик Социальный фонд России в судебное заседание своего представителя не направил.
Ответчик Фонд пенсионного и социального страхования по МО по доверенности ФИО9 в судебном заседании просил в иске отказать, дал пояснения аналогичным возражениям, указав, что ответчиком предоставлена недостоверная информация о супруге, являющимся сотрудником силового ведомства. Кроме того, по заявлениям ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено решение об отказе в предоставлении ежемесячного денежного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка согласно Постановления правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, так как доход на члена семьи превышает среднедушевой доход, а при расчете не были учтены доходы от предпринимательской деятельности.
Третьи лица - Администрация г.о. Балашиха, ФИО4 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Администрация г.о. Балашиха предоставила пояснения, в которых указала, что истец являлся получателем компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время данная компенсация не выплачивается поскольку истец не обращалась с заявлением.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 455-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в статью 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» внесены изменения, вступающие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются в том числе одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по кету жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.
При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет указанное пособие назначается на каждого такого ребенка. Размер пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи, рассчитанного в том числе с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, составит 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» утверждены: «Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка»; «Форма заявления назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка».
Пунктом 31 Правил установлены основания для отказа в назначении ежемесячного пособия, среди которых в том числе, превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (за исключением случая, когда вклад (счет), по которому такой доход был получен, закрыт не позднее чем за 6 месяцев до месяца обращения за назначением ежемесячного пособия), совокупный размер ежемесячного пособия, определенный в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящих Правил, меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода и получаемых в отношении детей и (или) заявителя, на которых подано заявление о назначении ежемесячного пособия.
Согласно пункту 48 «Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия» среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев в том, числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Пп. е п. 47 Правил указывает, что денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).
Установлено п. 5(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, a том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации», что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", не учитываются доходы, предусмотренные пунктом 47 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", а также доходы и суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации". (Пункт дополнительно включен c ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2522).
Согласно пп. б п. 41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в том числе случае выявления факта представления получателем ежемесячного пособия документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячное пособие.
В силу статьи 18 Федерального закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ., поданного по средством портала Госуслуг, вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка с ДД.ММ.ГГГГ. на ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в размере <данные изъяты> рублей(в связи рождением и воспитанием ребенка по категории «Один из родителей, попечителей или опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации; и/или Женщины, в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель, они встали на учет в медицинские организации в ранее сроки беременности (до двенадцати недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации»).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № выплата была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении, в соответствии с законодательством РФ (п. 28), тогда как выявлено, что супруг истца является сотрудником силового ведомства, в связи с чем было отказано в выплате пособия по причине: «Выявление факта представления документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию», доход супруга неизвестен. Также указано, что при определении среднедушевого дохода в доход семьи не вошли доходы супругов от предпринимательской деятельности.
Согласно ответу <адрес> Балашиха на запрос суда, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матери детей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность в сумме <данные изъяты> руб., ФИО4, отцу детей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено <данные изъяты>
Из справки Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Войсковая часть 3058 усматривается, что ФИО4 проходит военную службу по контракту, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в специальной операции на территории <адрес>.
Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу о правомерности решения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты, поскольку 5(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, a том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации» применим к гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, тогда как ФИО4 проходит военную службу по контракту, в связи с чем его доход учитывается при назначении пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Однако истцом при подаче заявления на выплату не предоставлены сведения на ФИО4 о прохождении им службы по контракту и его доходах, в связи с чем ответчиком правомерно вынесено решение о прекращении выплаты пособия по причине: «Выявление факта представления документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию».
Суд отклоняет ссылку истца, что ее в нарушение п. 35 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2330 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) орган не уведомил о необходимости предоставления дополнительных документов в случае неполного комплекта документов (сведений), поскольку данный пункт предусматривает возврат заявления в случае выявления недостоверной и (или) неполной информации на стадии принятия заявления, тогда как в данном случае было принято решение о назначении пособия, после чего выявлены обстоятельства того, что ФИО5 не предоставила сведения на супруга, что и послужило основанием отмены ранее принятого решения, что предусматривает пп. б п. 41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2330.
Согласно пункту 42 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 41 Правил (абзац первый).
При наступлении у получателя ежемесячного пособия указанных обстоятельств органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, выплата ежемесячного пособия прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу, осуществляющему назначение и выплату ежемесячного пособия, стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств (абзац второй).
В таком случае, если ранее заявление о назначении ежемесячного пособия подано через единый портал, органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, через единый портал направляется соответствующее уведомление получателю ежемесячного пособия (абзац третий).
Выплата ежемесячного пособия может быть возобновлена с месяца ее прекращения в случае обращения заявителя или другого законного представителя ребенка с заявлением о назначении ежемесячного пособия (абзац четвертый).
Таким образом, поскольку Социальным фондом России, в лице филиала № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, недостоверность сведений была выявлена в феврале (ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплат), а решение о назначении выплат принято в январе(ДД.ММ.ГГГГ), то ответчик правомерно не производил их выплату.
При этом предоставленный Социальным фондом России, в лице филиала № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, расчет среднедушевого дохода со стороны ФИО5 не опровергнут, согласно которого среднедушевой доход семьи составляет <данные изъяты>., тогда как для <адрес> прожиточный минимум по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Довод истца, что ее супруг служит в зоне СВО, в связи с чем его доход не полежит учету при расчете среднедушевого дохода, суд отклоняет, поскольку в Постановлении Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № речь идет о лицах, мобилизованных, тогда как супруг истца проходит службу по контракту в зоне СВО.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО5 к Социальному фонду России, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решение о прекращении выплат пособия, обязать назначить ежемесячную денежную выплату - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева