Дело № 2-1-469/2022 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 21 декабря 2022 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
истца помощника прокурора <адрес> Сидоровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к Кокинской сельской администрации о понуждении к совершению действий по приведению полотна автомобильных дорог в соответствии с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. Так, на территории Кокинского сельского поселения имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес>, включенные в реестр муниципальной собственности сельского поселения. Указанные дороги имеют многочисленные выбоины (ямы), просадки грунта, что препятствует безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой внесено представление, однако нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены. Просил обязать Кокинскую сельскую администрацию принять меры, направленные на приведение дорожного полотна автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> Брянской области в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал, и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил обязать ответчика осуществить требуемые действия.
Представитель ответчика Кокинской сельской администрации в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В этом же заявлении административный ответчик согласился с исковыми требованиями, просил предоставить срок для исполнения решения до <дата>.
Представитель третьего лица отдел ГИБДД МО МВД России «Почепский» в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования прокурора <адрес> основаны на несоблюдении требований федерального законодательства, об общих принципах местного самоуправления, а также законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, трудности в содержании, обслуживании дорог.
Отношения, касающиеся вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, регулируются Федеральным Законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч.1 и ч. 3 ст. 14 указанного Закона, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч.8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.13 вышеуказанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения сельского поселения (ч.3 ст.15 вышеуказанного закона).
Решением Кокинского сельского Совета народных депутатов от <дата> № «О принятии к осуществлению полномочий по решению отдельных вопросов местного значения Выгоничского муниципального района <адрес> Кокинским сельским поселением» Кокинской сельской администрацией приняты полномочия по решению ряда вопросов местного значения Выгоничского муниципального района, к которым также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены решением <адрес> Совета народных депутатов шестого созыва от <дата> № «О передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения Выгоничского муниципального района <адрес> сельским поселениям <адрес>.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на территории Кокинского сельского поселения имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения. Согласно постановлению Кокинской сельской администрации от <дата> № «Об утверждении Перечня объектов улично-дорожной сети Кокинского сельского поселения» автомобильные дороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> входят в указанный перечень.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в соответствии с письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ от 17 марта 2004 года №ОС-28/1270-ис, определяют основные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, принципы оценки состояния дорог и планирования работ по их ремонту и содержанию.
Требованиями методических рекомендаций определено, что содержание земляного (грунтового) полотна дороги включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Указанные работы носят сезонный характер и подразумевают под собой в зимний период – максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод; в весенний период – недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами; в летний период – выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений; в осенний период – проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения.
Помимо этого, п.4.4.25 Методических рекомендаций установлено, что на дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенние периоды) осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия, в сухой период года производят обеспыливание.
Нормами «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Пунктом 5.2.4 указанного ГОСТ установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
На основании проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес> выявлены нарушения требований в области безопасности дорожного движения.
Согласно акту обследования состояния улично-дорожной сети от <дата>, произведенному государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Почепский» совместно с работником прокуратуры, покрытие автомобильных дорог местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес> имеет просадки, выбоины (ямочность), колейность, застои водных масс, что не соответствует требованиям ГОСТ.
В связи с выявленными нарушениями <дата> в адрес Кокинской сельской администрации прокурором <адрес> было внесено представление.
По результатам рассмотрения представления вышеуказанные нарушения законодательства до настоящего времени ответчиком не устранены, что подтверждается материалами дела (ответом Кокинской сельской администрации от <дата> №).
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что эксплуатация автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес>, не соответствующая требованиям законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, препятствует безопасному движению транспорта, создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку Кокинская сельская администрация не осуществила работы по привидению технического (эксплуатационного) состояния автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Кокинскую сельскую администрацию в срок до <дата> принять меры, направленные на приведение полотна (грунтового покрытия) автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес>, Брянской области в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова