Судья: Сафонова Н.А.
(дело № 2-968/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2021 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей: Кривицкой О.Г.,
Дудовой Е.И.,
при секретаре: Петровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Жигулевск на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 21.09.2020, которым постановлено:
«Исковые требования ФГБУ НП «Самарская Лука» удовлетворить.
Обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, администрацию г.о. Жигулевск ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные по адресным ориентирам:
-на побережье <адрес>, <адрес> <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир;
-на грунтовой дороге от <адрес> до <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир…»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» обратилось в суд с указанным выше иском, в котором, с учетом изменения предмета иска, просит обязать администрацию г.о. Жигулевск, ТУ Росимущества в Самарской области ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные по адресным ориентирам:
-на побережье <адрес>, <адрес> <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир;
-на грунтовой дороге от <адрес> до <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир.
Судом постановлено указанное решение, на которым Администрацией г.о. Жигулевск принесена апелляционная жалоба. Просит решение отменить, в иске к администрации отказать.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Жигулевск Леонова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал на то, что ТУ Росимущества по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по делу, участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к автомобильной дороге, находящейся в собственности Самарской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Главой 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).
Решением исполкома Куйбышевского Совета народных депутатов от 10.08.1984г. № 333 «О создании ГПНП «Самарская Лука» (приложение 2) в состав НП «Самарская Лука» среди прочих вошла территория Жигулевского мехлесхоза. Приложением 1 к указанному Решению установлено, что границы ГПНП «Самарская Лука» соответствуют естественным: от <адрес> -на западе, по правому берегу <адрес>, с севера, востока и юга по <адрес> <адрес> с исключением территории собственно <адрес> и рабочего <адрес>.
Таким образом, земли, входящие в городской округ Жигулевск, в частности, земли, на которых располагаются сёла побережья <адрес>, включены в состав НП «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственной деятельности.
Данные земли имеют категорию земель населенных пунктов и имеют правовой статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения. Согласно территориальному зонированию Национального парка, земли сёл побережья: Зольное, Солнечная Поляна, Ширяево, входят в зону хозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка
Часть 3 п. 10 подп. 22 Положения о НП «Самарская Лука» прямо запрещает создание на территории парка объектов размещения отходов производства и потребления. Исключения из данного правила приводятся в п. 11.4 абз.13 Положения, согласно которому в зоне хозяйственного назначения допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраняя окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования.
Согласно пункту 11 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденным Приказом Минприроды РФ от 25.02.2015 №69 на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная, особо охраняемая, рекреационная и зона хозяйственного значения.
Судом установлено, что в ходе патрулирования территории национального парка, обнаружено два места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые, согласно представленным истцом схемам, расположены в границах села Зольное, которое, в свою очередь, находится в зоне хозяйственного значения Национального парка «Самарская Лука».
Установив, что свалки расположены в границах населенного пункта – <адрес>, границы села определены, поставлены на кадастровый учет, суд пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления – Администрация г.о. Жигулевск, в состав которого входит <адрес>, обязан осуществить ликвидацию несанкционированного места складирования твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Как правильно указал суд первой инстанции, органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16ФЗ от 06.10.2003 № 13 1 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, органы местного самоуправления создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее — Правила).
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:
-уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
-уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что в силу закона территория национального парка является федеральной собственностью, в связи с чем, по мнению администрации г.о. Жигулевск, орган местного самоуправления не может являться обязанным лицом по ликвидации несанкционированной свалки, отклоняется судебной коллегией.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных ст. 14 названного Закона.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Специальным законодательством, а именно п.1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В силу ч.б ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности (п.2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Между тем, нахождение на территории особо охраняемой природной территории земель населенных пунктов допускается и не запрещено законом. В свою очередь, обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе с учетом особого статуса природной территории, на которой расположен соответствующий населенный пункт, лежит на администрации г.о. Жигулевск как органа местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено участие в организации комлпекса предусмотренных мер по ликвидации твердых коммунальных отходов.
Совпадение территории населенного пункта села Зольное с частью территории национального парка не освобождает орган местного самоуправления, наделенный соответствующими распорядительными полномочиями, по исполнению данной обязанности.
Ссылка Администрации г.о. Жигулевск на то, что земля национального парка находится в федеральной собственности также не является основанием для освобождения ответчика от организации работ по ликвидации несанкционированных свалок. Представленные судебные акты, связанные с отказом в удовлетворении исковых требований о признании за муниципальным образованием права собственности на земли, входящие в состав особо охраняемой природной территории, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае подлежит разрешению вопрос об исполнении обязательств органом местного самоуправления по обеспечению надлежащего содержания подведомственной ему территории населенного пункта.
Нахождение населенных пунктов в границах национальных парков допускается абзацем вторым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», что не освобождает органы местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия в пределах границ соответствующих образований, нести возложенные на них законом обязанности, с учетом особых требований к охране земель национальных парков. Кроме того, внесенные 30.12.2020 изменения в пункт 2 указанной статьи о возможности отчуждения земель, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, свидетельствуют о том, что на такие земли распространяется как правовой режим земель населенных пунктов, так и земель национальных парков.
При этом наличие или отсутствие лесов либо отнесение части территории к землям лесного фонда не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку юридически значимым обстоятельством является статус территории, на которой обнаружено складирование бытового мусора – населенный пункт.
В связи с изложенным, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложить на Администрацию г.о. Жигулевск обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, координаты которых определены в планах, выполненных ООО «ГеоМир».
Ответчиком ТУ Росимущества в Самарской области, на которого судом солидарно с Администрацией г.о. Жигулевск возложена обязанность по ликвидации указанных выше свалок исходя из того, что указанный территориальный орган выступает от имени Российской Федерации как собственника земель национальных парков, решение суда не обжалуется, в связи с чем данный вывод суда предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является.
Указанные ТУ Росимущества в Самарской области возражения на апелляционную жалобу доводы о принадлежности земельного участка Самарской области противоречат установленным в ходе рассмотрения дела фактическим обстоятельствам, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, действительно являющийся дорогой, указан в иске ошибочно, и в ходе рассмотрения дела установлены места расположения свалок согласно представленным координатам, из которых с достоверностью следует, что свалки расположены в границах села Зольное, вне полосы отвода автомобильной дороги, на земля населенного пункта, и в границах национального парка. Таким образом, права Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области принятым решением не затрагиваются.
Исходя из изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено. Судом дело правильно рассмотрено по нормам искового производства исходя из субъектного состава и предмета спора после принятия уточненного искового заявления к производству, и ошибочное указание в тексте решения на статусы сторон как административный истец и административный ответчик на правильность выводов суда не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 21.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Жигулевск – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: