73RS0003-01-2024-002354-08
Дело № 2а-1569/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 25 июля 2024 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зарубежнова С.О.,
при секретаре Кирасировой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МБДОУ Детский сад №159, администрации г. Ульяновска, Управлению образования администрации г. Ульяновска о возложении обязанности установить систему экстренного оповещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, уточненным в ходе судебного разбирательства, МБДОУ Детский сад №159, администрации г. Ульяновска, Управлению образования администрации г. Ульяновска о возложении обязанности установить систему экстренного оповещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в отношении МБДОУ Детский сад №159 по исполнению требований законодательства о противодействии терроризму.
Установлено, что система оповещения и управления эвакуацией, либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в МБДОУ Детский сад №159 до настоящего времени не установлена, что нарушает положения п. «а» п.25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Отсутствие в детском саду данной системы способствует несанкционированному и беспрепятственному доступу в учреждения посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности граждан, в том числе несовершеннолетних, работников и иных лиц, пребывающих на объектах (территориях), влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.
На основании изложенного просит суд:
-обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выделении финансирования на оснащение МБДОУ Детский сад №159 системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
-обязать Управление образования администрации г. Ульяновска распределить денежные средства, выделенные администрацией г. Ульяновска, на оснащение МБДОУ Детский сад №159 системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 1 месяца с момента поступления финансирования,
-обязать МБДОУ Детский сад №159 в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание указанного общеобразовательного учреждения (г. Ульяновск, ул. Малосаратовская, д.3А) системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Целовалтникова Ю.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МБОДОУ Детский сад 159 не возражала против иска прокурора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проведена проверка законодательства о противодействии терроризму, в связи с чем руководителям образовательных организаций, расположенных на территории Железнодорожного района г.Ульяновска направлены запросы на предоставление информации о наличии системы оповещения и управления эвакуацией, либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Установлено, что система оповещения и управления эвакуацией, либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБДОУ Детский сад №159, отсутствует.
Учитывая изложенное, прокурор обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с настоящим административным иском.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с пунктами 7,12 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Закона №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии со ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с чем, прокурор Железнодорожного района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с административным иском об устранении нарушений законодательства.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и своды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Пунктом 42 Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействий терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании п.5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителе органов (организаций), являющихся правообладателем объектов (территории), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пп. «е» п. 11 Требований установлено, что в комиссии в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания детского сада является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п.6.28 «СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр) по заданию на проектирование для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны общественных зданий следует предусматривать на первом этаже помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания, с установкой в этих помещениях систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона).
В соответствии с Уставом функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (п. 1.4 Устава).
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска (п. 1.3. Устава).
В соответствии с п. 7.20 Устава финансирование Учреждения осуществляется Учредителем в соответствии с муниципальным заданием, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашением об объемах и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на оказание муниципальных услуг и иные цели, на основе нормативов, в расчете на одного обучающегося, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ульяновской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования «город Ульяновск».
Решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 года №90 утверждено Положение об Управлении образования администрации г. Ульяновска.
Согласно Положению Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
- создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.4.1.15).
- осуществляет контроль за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (п. 4.1.16).
- обеспечивает содержания зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.4.1.21).
- обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений (п. 4.3.12).
- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.4.3).
-разрабатывает проекты муниципальных программ в области образования, развития материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения и науки, с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.4.4.5)
Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в Бюджетном кодексе Российской Федерации; абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Согласно Уставу МБДОУ Детский сад №159 является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание специфику формирования бюджета муниципального образования, суд считает возможным установить сроки исполнения ответчиками указанных выше обязанностей, которые находит разумными и исполнимыми, то есть не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ульяновска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выделении финансирования на оснащение МБДОУ Детский сад №159 системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования администрации г. Ульяновска распределить денежные средства, выделенные администрацией г. Ульяновска, на оснащение МБДОУ Детский сад №159 системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 1 месяца с момента поступления финансирования.
Обязать МБДОУ Детский сад №159 в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание указанного общеобразовательного учреждения (<адрес>) системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.О. Зарубежнова
Копия верна
Судья С.О. Зарубежнова
Секретарь с/з ФИО5
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №а-1569/24 Железнодорожного районного суда <адрес>