№ 21-305/2023
УИД 38RS0032-01-2022-006818-84
решение
17 мая 2023 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 13 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО1 Номер изъят-АП от 19 декабря 2022 г. министерство имущественных отношений Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях этим же должностным лицом внесено представление от 23 декабря 2022 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 13 марта 2023 г. постановление должностного лица Номер изъят-АП от 19 декабря 2022 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что судьей районного суда неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неправильная правовая оценка.
Законный представитель министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2, защитник ФИО3, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении, судебного материала по жалобе на постановление установлено следующее.
12 мая 2017 г. Тайшетским городским судом Иркутской области по гражданскому делу Номер изъят вынесено решение, которым суд обязал министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО4 и ФИО5 жилое помещение, как лицам из числа детей-сирот, на территории Тайшетского района Иркутской области. Решение вступило в законную силу 13 июня 2017 г. На основании указанного решения суда 25 января 2018 г. выдан исполнительный лист серии ФС Номер изъят.
7 февраля 2018 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнен, 21 ноября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Иркутской области исполнительского сбора.
Далее, в ходе исполнительного производства, постановлением от 21 января 2022 г. должнику установлен новый срок исполнения – 30 дней со дня получения постановления.
Поскольку, в указанный срок требование исполнительного документа исполнено не было, 12 мая 2022 г. постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Номер изъят-АП министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление вступило в законную силу 2 августа 2022 г.
7 июня 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 13 июля 2022 г., данный срок продлен до 1 августа 2022 г. Актом от 17 ноября 2022 г. зафиксировано неисполнение требований исполнительного документа в срок до 1 августа 2022 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12 декабря 2022 г. в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 декабря 2022 г. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО1 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление Номер изъят-АП, которым министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья районного суда исходил из того, что на момент установления судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения (7 июня 2022 г.) ранее вынесенное постановление от 12 мая 2022 г. о наложении на министерство административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не вступило в законную силу.
Однако данные выводы судьи районного суда являются преждевременными и основанными на ошибочном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению по делу об административных правонарушениях, среди прочих, подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения по делу.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении судьей Кировского районного суда г. Иркутска не соблюдены в полной мере.
Так, обязательным условием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. То есть, необходимым условием для квалификации правонарушения по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установление судебным приставом-исполнителем нового срока для исполнения требований неимущественного характера только после вынесения постановления по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление от 12 мая 2022 г. Номер изъят-АП вынесено судебным приставом до установления 7 июня 2022 г. нового срока, следовательно, требуемое условие судебным приставом соблюдено.
Однако, следуя позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 апреля 2023 г. № 17-П, судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены процессуальные действия, совершение которых должностными лицами влечет возбуждение дела об административном правонарушении. Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, дело об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении от 12 декабря 2022 г. по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление от 12 мая 2022 г. Номер изъят-АП по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступило в законную силу (дата вступления в законную силу – 2 августа 2022 г.).
Между тем, в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о юридическом значении постановления Номер изъят-АП от 12 мая 2022 г., вступившего в законную силу на дату составления протокола об административном правонарушении для квалификации бездействия министерства по настоящему делу судьей районного суда не выяснялся.
Указанное обстоятельство (дата вступления в законную силу ранее вынесенного постановления) входит в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей Кировского районного суда г. Иркутска оставлены без должного внимания и надлежащей правовой оценки юридически значимые обстоятельства, что свидетельствует о неисполнении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела.
Кроме того, из содержания жалобы, поданной в Кировский районный суд г. Иркутска, следует, что заявителем также обжаловано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23 декабря 2022 г., вынесенное в рамках настоящего дела об административном правонарушении.
В обжалуемом решении от 13 марта 2023 г. судья районного суда указал, что к жалобе не приложено и в материалах дела отсутствует представление от 19 декабря 2022 г., об отмене которого заявлено в жалобе, а потому доводы жалобы о незаконности представления во внимание не принимаются.
Однако данные выводы судьи районного суда являются неверными ввиду следующего.
Во-первых, представление, датированное 19 декабря 2022 г., о котором судья районного суда высказался в обжалуемом решении, заявителем не обжаловалось и в материалы дела не представлено.
Во-вторых, из материалов дела об административном правонарушении следует, что обжалуемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23 декабря 2022 г. имеется в материалах дела об административном правонарушении.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы указанной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка самостоятельного обжалования данного представления.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23 декабря 2022 г. было обжаловано заявителем наряду с постановлением Номер изъят-АП от 19 декабря 2022 г. в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и данное представление находилось в материалах дела об административном правонарушении.
В описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения судьи отсутствуют выводы по обжалуемому представлению от 23 декабря 2022 г., решение по данному представлению судьей не принято.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях, допущенное нарушение процессуальных требований является существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2023 г. подлежит отмене, а дело возвращению в Кировский районный суд г. Иркутска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова