Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-145/2021 ~ М-137/2021 от 22.04.2021

Дело №2-145/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Темников 17 июня 2021 г.

Темниковский районный суд Республики Мордовия

в составе судьи Семиковой О.В.,

при секретаре Бибаевой Н.А.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Шукшина С.А.,

ответчика – Казенного муниципального учреждения Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия,

представителя ответчика – Чибирева Н.Н., действующего на основании доверенности от 17.05.2021,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Темниковэлектротепосеть»,

представителя третьего лица – Ермошкина А.А., действующего на основании доверенности №166 от 01.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темниковского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному муниципальному учреждению Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия об обязании обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объекты недвижимого имущества,

установил:

прокурор Темниковского района Республики Мордовия обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства о собственности, на территории Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия выявлены бесхозяйные объекты недвижимости.

В ходе проверки установлено, что в <адрес> располагаются действующие объекты электроэнергетики:

ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу: <адрес>, 1966 года ввода в эксплуатацию, 630 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ – 0,4 кВ от указанной ГКТП, расположенная по адресу: <адрес> 1966 года ввода в эксплуатацию, 5,72 км (ж/б 143 шт);

ТП «Московская», расположенная по адресу: <адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ – 0,4 кВ от указанной ТП, <адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 4,6 км (ж/б 115 шт);

ТП «Школа », расположенная по адресу: <адрес>, 1997 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ – 0,4 кВ от указанной ТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1997 года ввода в эксплуатацию, 0,52 км (ж/б 13 шт);

ЗТП «Больница», расположенная по адресу: <адрес>, 1981 года ввода в эксплуатацию, 2х400 кВА, 10/0,4 кВ.;

ЗТП «Кварт. котельная», расположенная по адресу: <адрес>, 1985 года ввода в эксплуатацию, 2х630 кВА, 10/0,4 кВ.;

ЗТП «Белинского», расположенная по адресу: <адрес>, 1973 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1973 года ввода в эксплуатацию, 2,12 км (ж/б 68 шт).;

ЗТП «Школьная», расположенная по адресу: <адрес>, 1972 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес> 1972 года ввода в эксплуатацию, 0,84 км (ж/б 21 шт);

ЗТП «Кинотеатр», расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; КЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 0,21 км.

ЗТП , расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ, КЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 0,2 км; ВЛ-0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу<адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 1,44 км. (ж/б 36 шт);

ЗТП , расположенная по адресу: <адрес>, 1976 года ввода в эксплуатацию, 2х250 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ-0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу<адрес>, 1976 года ввода в эксплуатацию, 1,2 км. (ж/б 30 шт).

Данные объекты являются бесхозяйными. В настоящее время установить, кому принадлежат объекты, не представляется возможным.

Отсутствие собственника у данных объектов недвижимости влечет невозможность обеспечения сохранности не только данных объектов, но и жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне его влияния. Сложившаяся ситуация создает угрозу использования данных объектов в террористических целях, поскольку способствует совершению террористического акта, что в свою очередь противоречит основному принципу борьбы с терроризмом - предупреждению терроризма путем устранения причин и условий, способствующих совершению подобных актов (статья 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Просит обязать администрацию Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем обращения в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных, указанные объекты недвижимого имущества.

В судебном заседании прокурор Шукшин С.А. исковые требования поддержал частично, просил обязать КМУ администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объекты недвижимого имущества: ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу: <адрес>, 1966 года ввода в эксплуатацию, 630 кВА, 10/0,4 кВ; ТП «Московская», расположенная по адресу: <адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ. В остальной части исковые требования не поддержаны.

Представитель ответчика – Казенного муниципального учреждения Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия Чибирев Н.Н. исковые требования с учетом уточненных, признал. Не возражал относительно их удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Темниковэлектротепосеть» Ермошкин А.А. не возражал удовлетворить требования прокурора с учетом уточненных.

Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться с заявлением о понуждении к совершению действий.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно части 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ).

В соответствии с п.п. 3, 5 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований. Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отнесение к перечню вопросов местного значения городских поселений вопросов в сфере электроснабжения населения (а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство электрической энергии и ее реализацию потребителям), связано с тем, что гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему электроэнергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2010 №22-П.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Устава Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения отнесены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих внесению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия в том числе по:

- выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (электроснабжение), организации поставки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов с момента выявления таких объектов, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Темниковского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства о собственности, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> расположены объекты электроэнергетики, указанные прокурором в исковом заявлении, в том числе и ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу<адрес>, 1966 года ввода в эксплуатацию, 630 кВА, 10/0,4 кВ; ТП «Московская», расположенная по адресу: <адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ.

В реестре муниципального имущества, в реестре государственной собственности, в реестре федерального имущества указанные объекты не состоят, что подтверждается сообщениями администрации Темниковского муниципального района республики Мордовия, КМУ Администрация Темниковского городского поселения, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия.

Энергетика является связующим звеном всей экономики государства и поэтому требует к себе самого пристального внимания. Бесхозяйные электрические сети являются потенциально опасными. Контроль за их техническим состоянием надлежащим образом не осуществляется. Функционирование бесхозяйных электрических сетей противоречит принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, ставит под угрозу нормальное обеспечение населения электрической энергией и деятельность объектов жизнеобеспечения, обуславливает возможность наступления чрезвычайных ситуаций вследствие отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием электрических сетей.

Непринятие своевременных мер ответчиком по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права не недвижимое имущество о постановке на учет как бесхозных указанных объектов нарушает гарантированные Конституций Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан. Отсутствие у данных объектов собственника может привести к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, и нормальную работу организаций, расположенных в данной местности.

Представитель ответчика уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме.

При таких обстоятельствах, оценивая достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об обязании КМУ Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных: ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу: <адрес>, 1966 года ввода в эксплуатацию, 630 кВА, 10/0,4 кВ; ТП «Московская», расположенная по адресу<адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению. Указанный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Исковые требования в части возложения на ответчика обязанности об обращении с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество ВЛ – 0,4 кВ от ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу: <адрес> 1966 года ввода в эксплуатацию, 5,72 км (ж/б 143 шт); ВЛ – 0,4 кВ от ТП «Московская», <адрес> 1964 года ввода в эксплуатацию, 4,6 км (ж/б 115 шт);ТП «Школа », расположенная по адресу: <адрес>, 1997 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ – 0,4 кВ от указанной ТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1997 года ввода в эксплуатацию, 0,52 км (ж/б 13 шт); ЗТП «Больница», расположенная по адресу: <адрес>, 1981 года ввода в эксплуатацию, 2х400 кВА, 10/0,4 кВ.; ЗТП «Кварт. котельная», расположенная по адресу<адрес>, 1985 года ввода в эксплуатацию, 2х630 кВА, 10/0,4 кВ.; ЗТП «Белинского», расположенная по адресу: <адрес>, 1973 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1973 года ввода в эксплуатацию, 2,12 км (ж/б 68 шт); ЗТП «Школьная», расположенная по адресу: <адрес>, 1972 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1972 года ввода в эксплуатацию, 0,84 км (ж/б 21 шт); ЗТП «Кинотеатр», расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ; КЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 0,21 км.; ЗТП , расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ, КЛ - 0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 0,2 км; ВЛ-0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1978 года ввода в эксплуатацию, 1,44 км. (ж/б 36 шт); ЗТП , расположенная по адресу: <адрес>, 1976 года ввода в эксплуатацию, 2х250 кВА, 10/0,4 кВ; ВЛ-0,4 кВ от указанной ЗТП, расположенная по адресу: <адрес>, 1976 года ввода в эксплуатацию, 1,2 км. (ж/б 30 шт) прокурор не поддержал, отказ от исковых требований в этой части не заявлял.

При таких обстоятельствах, исковые требования в этой части следует оставить без удовлетворения.

Согласно части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Темниковского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному муниципальному учреждению Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия об обязании обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объекты недвижимого имущества, удовлетворить частично.

Обязать Казенное муниципальное учреждение Администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных:

ГКТП «Щитовая», расположенная по адресу: <адрес>, 1966 года ввода в эксплуатацию, 630 кВА, 10/0,4 кВ;

ТП «Московская», расположенная по адресу<адрес>, 1964 года ввода в эксплуатацию, 400 кВА, 10/0,4 кВ.

Исковые требования в остальной части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Темниковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Темниковского районного суда

Республики Мордовия О.В.Семикова

Мотивированное решение суда составлено 18 июня 2021 г.

Судья Темниковского районного суда

Республики Мордовия О.В.Семикова

    

2-145/2021 ~ М-137/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Темниковского района Республики Мордовия
Ответчики
Администрация Темниковского городского поселения Республики Мордовия
Другие
МУП "Темниковэлектротеплосеть"
Суд
Темниковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Семикова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
temnikovsky--mor.sudrf.ru
22.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Дело оформлено
28.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее