мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года дело № 2-4768/2020
66RS0007-01-2020-005984-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 26 ноября 2020 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Егоровой В.Г., при секретаре Устюжаниной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сукаленко Николая Васильевича к Военному комиссариату Чкаловского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области о возложении обязанности компенсировать затраты на перевозку вещей,
УСТАНОВИЛ:
Сукаленко Н.В. предъявил иск к Военному комиссариату Чкаловского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области о возложении обязанности компенсировать затраты на перевозку вещей.
В обоснование иска указано, что с 02.08.1980 по 14.11.2003 истец проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах, является ветераном военной службы.
Приказом Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 07.10.2003 № 0299 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья.
Приказом военного комиссара Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 14.11.2003 № 134 снят со всех видов обеспечения, исключен из списков личного состава военного комиссариата Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и направлен для постановки на учет в военный комиссариат Чкаловского района Свердловской области.
При увольнении с военной службы воинские перевозочные документы и справку о том, что документы не были ему переданы, не получал.
02.07.2020 года истец обратился в военный комиссариат Чкаловского района, города Екатеринбурга с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов на перевозку личного имущества на новое место жительства.
04.08.2020 ему было отказано в выдаче перевозочных документов, в связи с отсутствием справки, о том, что военные перевозочные документы при увольнении им не получались.
С указанным отказом истец не согласен.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области в объяснениях судебном заседании и в письменном отзыве указала, права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, регламентированы Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1, 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354.
Кроме того, порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием установлены Приказом Министра обороны РФ от 27.12.2017г № 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте" (Далее Приказ № 815).
Согласно п. 68 Приказа № 815 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилии и инициалы супруги (супруга) и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего-гражданина, фамилии, инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, в военном комиссариате по месту жительства членов семей выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), с учетом изменений возраста детей военнослужащего-гражданина, состава семьи и выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью).
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:
выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью).
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:
заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;
документ, удостоверяющий личность гражданина;
выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;
справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего- гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;
извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
Таким образом, реализация права на провоз личного имущества к избранному месту производится с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Требование формы 1 - для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом;
Требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей.
На период увольнения Истца (2003г) вопросы по порядку оформления, учета и хранения воинских перевозочных документов, снабжения ими воинскцх частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации регулировался Приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно п. 69 Руководства так же указано военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении.
Пунктом 70 Руководства, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования Формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
Как указано в исковом заявлении, при увольнении в 2003 году Истец не обратился установленным порядком в военный комиссариат Верх-Исетского района города Екатеринбурга за оформлением справки на получение социальной гарантии по проезду и перевозке имущества, чем определил свой выбор постоянного места жительства в городе Екатеринбург.
Постоянным местом жительства после увольнения и исключения из списков личного состава службы Истцом был избран адрес по месту прохождения службы в городе Екатеринбург, где он также проживал с момента увольнения и до августа 2020г., то есть более 17 лет после увольнения с военной службы. На основании изложенного можно сделать вывод, что после увольнения истец избрал место жительства город Екатеринбург, проживание в котором не было временным или вынужденным.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ, частей 2 и 3 статьи 2 и частей 2 и 4 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства гражданина подтверждается документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Данные подтверждаются справкой № 8039198 от 12.02.2020 года, в которой указано, что Сукаленко Н.В. проживал с семьей по данному адресу с декабря 1994 года.
При этом местом жительства гражданина может быть признано жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина может быть признацо жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинский обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Приказом военного комиссара Верх-Исетского района города Екатеринбурга от 14.11.2003 года № 134 Сукаленко Н.В. снят со всех видов обеспечения, исключен из списков личного состава военного комиссариата Верх-Исетского района г. Екатеринбургаи направлен для постановки на временный учет в военный комиссариат Чкаловского района города Екатеринбурга.Таким образом, довод Истца о неизбранном месте жительства при увольнении противоречит материалам дела т.к. опровергается приказом от 14.11.2003 года № 134, а значит не подлежит рассмотрению по существу.
Поскольку после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части истец избрал местом проживания г. Екатеринбург (Чкаловский район), где и проживал более 26 лет, а значит проживание в указанном месте нельзя считать временным или вынужденным.
Право на возмещение расходов на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны РФ имеют лица, уволенные с военной службы, только в случае изменения места жительства.
14.07.2020 года Истец обратился с заявлением в военный комиссариат Свердловской области, в котором просил разобраться в сложившейся ситуации и обязать должностных лиц выдать воинские перевозочные документы на перевозку вещей к новому месту жительства.
04.08.2020 года Сукаленко Н.В. был дан ответ, в котором было указано, что при увольнении в 2003 году он не обратился установленным порядком в военный комиссариат за получением справки на получение социальной гарантии по проезду и перевозки имущества, чем определил свой выбор постоянного места жительства в городе Екатеринбург и основания для выдачи воинских перевозочных документов отсутствуют.
Таким образом, пакет документов, представленный истцом для компенсации расходов по оплате проезда и перевозки имущества к постоянному месту жительства, предоставлен не в полном объеме.
Требование Формы 2 о том, что воинские перевозочные документы по последнему месту прохождения службы не выдавались, у Истца отсутствуют, что, безусловно, не может свидетельствовать о не реализации им ранее права на проезд и перевозку личного имущества на безвозмездной основе к избранному новому месту жительства после увольнения в запас.
Таким образом, для произведения компенсации расходов по оплате перевозки имущества к постоянному месту жительства по фактическим затратам согласно имеющихся документов, необходимо предоставить справку о не предоставлении социальной гарантии в виде оформленных воинских перевозочных документов.
В виду того, что воинские перевозочные документы (Формы 1 и Формы 2) относятся к документам строгой отчетности, а также не имеют срока предъявления, то их наличие при произведении компенсации является обязательным условием.
Таким образом, оснований для возложения обязанности на ответчика произвести компенсацию расходов на оплату стоимости перевозки личного имущества к избранному месту жительства, не имеется, поскольку, истцом не указаны обстоятельства не избрания места жительства при увольнении, а также не указана необходимость переезда и перевоза личного имущества к месту жительства истцом не подтверждена.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В силу пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона гражданам возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, для решения вопросов о призыве на военную службу, а также исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военную службу.
Согласно п. 68 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 N 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте" (Зарегистрированного в Минюсте России 16.03.2018 N 50390) Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, в военном комиссариате по месту жительства членов семей выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), с учетом изменений возраста детей военнослужащего-гражданина, состава семьи и выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью).
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:
заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;
документ, удостоверяющий личность гражданина;
выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;
справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;
извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
Судом установлено, что Сукаленко Н.В. с 02.08.1980 по 14.11.2003 проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах, является ветераном военной службы.
Приказом Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 07.10.2003 № 0299 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья.
Приказом военного комиссара Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 14.11.2003 № 134 снят со всех видов обеспечения, исключен из списков личного состава военного комиссариата Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и направлен для постановки на учет в военный комиссариат Чкаловского района Свердловской области.
При увольнении с военной службы воинские перевозочные документы истец не получал и не обращался за их выдачей.
02.07.2020 года истец обратился в военный комиссариат Чкаловского района, города Екатеринбурга с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов на перевозку личного имущества на новое место жительства.
04.08.2020 ему было отказано в выдаче перевозочных документов, в связи с отсутствием справки, о том, что военные перевозочные документы при увольнении им не получались.
Пунктом 3, статьи 6. Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено: Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».
На момент увольнения Истца (2003г) вопросы по порядку оформления, учета и хранения воинских перевозочных документов, снабжения ими воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались Приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно п. 69 Руководства так же указано военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении.
Пунктом 70 Руководства, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования Формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
При увольнении в 2003 году Истец не обратился установленным порядком в военный комиссариат Верх-Исетского района города Екатеринбурга за оформлением справки на получение социальной гарантии по проезду и перевозке имущества, чем определил свой выбор постоянного места жительства в городе Екатеринбург.
Постоянным местом жительства после увольнения и исключения из списков личного состава службы Истцом был избран адрес по месту прохождения службы в городе Екатеринбург, где он также проживал с момента увольнения и до августа 2020г., то есть более 17 лет после увольнения с военной службы.
Данный факт истцом в судебном заседании не оспаривался.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинский обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Приказом военного комиссара Верх-Исетского района города Екатеринбурга от 14.11.2003 года № 134 Сукаленко Н.В. снят со всех видов обеспечения, исключен из списков личного состава военного комиссариата Верх-Исетского района г. Екатеринбургаи направлен для постановки на временный учет в военный комиссариат Чкаловского района города Екатеринбурга.
14.07.2020 года Истец обратился с заявлением в военный комиссариат Свердловской области, в котором просил разобраться в сложившейся ситуации и обязать должностных лиц выдать воинские перевозочные документы на перевозку вещей к новому месту жительства.
04.08.2020 года Сукаленко Н.В. был дан ответ, в котором было указано, что при увольнении в 2003 году он не обратился установленным порядком в военный комиссариат за получением справки на получение социальной гарантии по проезду и перевозки имущества, чем определил свой выбор постоянного места жительства в городе Екатеринбург и основания для выдачи воинских перевозочных документов отсутствуют.
Таким образом, пакет документов, представленный истцом для компенсации расходов по оплате проезда и перевозки имущества к постоянному месту жительства, предоставлен не в полном объеме.
Требование Формы 2 о том, что воинские перевозочные документы по последнему месту прохождения службы не выдавались, у Истца отсутствуют.
Истец в судебном заседании указал, что не обращался в военкомат Верх-Исетского района г. Екатеринбурга для получения справки о не получении социальной гарантии по проезду и перевозки имущества.
При таком положении оснований для удовлетворения требований суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сукаленко Николая Васильевича к Военному комиссариату Чкаловского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области о возложении обязанности компенсировать затраты на перевозку вещей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: