Дело № 2-3297/2023
УИД 41RS0001-01-2023-36504-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Демьяненко Т.А.,
при секретаре –помощнике судьи Пирожниковой Е.В.,
с участием представителя истца Барышевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ф.В.А. Алигусейну оглы о возложении обязанности прекратить противоправные действия в сфере оказания услуг,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ф.В.А. возложении на него обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере оказания услуг, а именно:
обязать ИП Ф.В.А. прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в магазине Продукты «<данные изъяты>» 24/7, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> в отношении неопределенного круга граждан - потребителей в будущих периодах, в том числе:
- прекратить продажу алкогольной продукции на вынос из помещения Пив¬бара «<данные изъяты>»;
- прекратить продажу алкогольной продукции без вскрытия потребительской упаковки в помещении Пив Бара «<данные изъяты>»;
- прекратить продажу алкогольной продукции (пива разливного) с укупоркой в пластиковую тару в помещении Пив Бара «<данные изъяты>»;
обязать ИП Ф.В.А. демонтировать вывеску магазин Продукты «<данные изъяты>» 24/7, расположенную на объекте по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, <адрес>. а именно: на главном фасаде здания, у входной двери;
обязать ИП Ф.В.А. оформить вывеску с указанием типа организации общественного питания - Пив - Бар на внешней границе здания в непосредственной близости от входа, расположенной на объекте по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, бульвар <адрес> для информирования неопределенного круга лиц, как о типе организации, располагающейся внутри здания;
обязать ИП Ф.В.А. обеспечить в Пив Баре «<данные изъяты>» по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, <адрес>, наличие условий для потребления и реализации продукции общественного питания в соответствии с обязательными требованиями Правил оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 3, Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1676-ст, а именно:
- обеспечить наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания, в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания (информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг);
- довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515;
- утвердить руководителем предприятия ассортимент изготавливаемой продукции;
- обеспечить наличие посадочных мест в зале Пив Бара «<данные изъяты>»;
- обеспечить наличие туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений;
- обеспечить наличием в зале кафе: мебели (столы, стулья, кресла, барные и буфетные стойки), столовой посуды и приборов, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия;
обязать ИП Ф.В.А. прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении п. 1 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», а именно прекратить продажу никотинсодержащей продукции в организации общественного питания.
Одновременно истец просил признать противоправными действия ИП Ф.В.А. в отношении неопределенного круга граждан - потребителей, выразившиеся в неприменении контрольно - кассовой техники при оплате услуг (работ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Барышева О.И., действующая на основании доверенности с полным объемом прав, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке. В судебном заседании участия не принимал.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В целях соблюдения принципов гражданского судопроизводства участвующие в деле лица должны быть уведомлены судом о времени и месте судебных заседаний в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
Согласно ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ.
Как определено ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Вместе с тем, как определено ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Как усматривается из материалов дела, ответчик извещался о времени и месте рассмотрения дела путем направления заказных писем с уведомлением о вручении по адресу, указанному истцу в исковом заявлении. Однако судебное извещение возвращено в суд без вручения адресату с указанием причины возврата «за истечением срока хранения».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 165.1 ГПК, согласно которым сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания и возможности в связи с этим рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство экономического развития Камчатского края, УФНС России по Камчатскому краю, ООО «Оператор-ЦРПТ» и АО «Единая городская недвижимость» о времени и месте судебного разбирательства извещались, представителей не направили.
УФНС России по Камчатскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Министерство экономического развития Камчатского края представило отзыв, в котором считает, что индивидуальным предпринимателем Ф.В.А. созданы условия, имитирующие деятельность организации, оказывающей услуги общественного питания, с возможностью реализации алкогольной продукции в ночное время в укупоренном виде на вынос с учетом круглосуточной работы магазина «Продукты», в связи с чем считают исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
АО «Единая городская недвижимость» представило письменное мнение, в котором сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ заключило с ответчиком договор аренды Здание павильона «<данные изъяты>» по <адрес> г.Петропавловске-Камчатском с целью розничной торговли пивом и продуктами, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и вновь заключен ДД.ММ.ГГГГ. Подтвердил, что на Арендатора в соответствии с условия как старого, так и нового договора возложена обязанность по содержанию объекта недвижимости в соответствии с санитарными нормами и иного действующего на территории РФ законодательства и по устранению зафиксированных контролирующими лицами нарушений.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, согласно договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, который в последующем ДД.ММ.ГГГГ пролонгирован, АО «Единая городская недвижимость» ИП Ф.В.А. предоставлено в аренду здание павильона «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Петропавловске-Камчатском с целью розничной торговли пивом и продуктами.
Как указал истец, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора в Камчатском крае (далее - Управление) от ИП Ф.В.А. поступило Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по ОКВЭД 52.62 (Розничная торговля в палатках и на рынках); ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления от ИП Ф.В.А. поступило уведомление о начале осуществления деятельности по ОКВЭД 52.1 (Розничная торговля в неспециализированных магазинах) и ОКВЭД 52.12 (Услуги общественного питания), по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> Кафе-Бар «<данные изъяты>.
Вид осуществления предпринимательской деятельности определен и заявлен ИП Ф.В.А. самостоятельно и добровольно.
Таким образом, согласно представленным уведомлениям, в одном помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ИП Ф.В.А. одновременно осуществляются и услуги общественного питания и услуги розничной торговли, в том числе, розничная реализация алкогольной продукции (пиво).
Как следует из искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю из <данные изъяты> УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому поступили материалы проверки <данные изъяты> по обращению гражданки Т., по вопросу обслуживания в магазине «Продукты», 24/7 «<данные изъяты>» в ночное время, ДД.ММ.ГГГГ в 03:00, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> Как следует из материалов № в магазине «<данные изъяты> в обороте находится алкогольная продукция (пиво).
В целях рассмотрения обращения потребителей, информирования и консультирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав, Управлением, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» направлено задание от ДД.ММ.ГГГГ № на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - мониторинговое наблюдение).
Согласно представленным материалам, а также информации поступившей в ходе мониторингового наблюдения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнение к мониторинговому наблюдению от ДД.ММ.ГГГГ №, в продуктовом магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> экономическую деятельность по основному ОКВЭД 47.8 (Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках) включая дополнительный ОКВЭД 47.11 (Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах в специализированных магазинах) и ОКВЭД 47.25.12 (Торговля розничная пивом в специализированных магазинах) в указанной торговой организации осуществляет индивидуальный предприниматель Ф.В.А.
В ходе проведения мониторингового наблюдения, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> располагается магазин «Продукты» «<данные изъяты>» 24/7, в котором осуществляется розничная торговля продуктами, розничная торговля алкогольной продукции (пиво), а также торговля никотинсодержащей продукцией.
При этом, установлено, что в организации отсутствуют столики для оказания услуг общественного питания, отсутствует столовая посуда для употребления алкогольной продукции и продукции общественного питания.
В предполагаемом зале обслуживания посетителей в холодильных стеллажах располагается пивная продукция в промышленной упаковке. При входе по центру находится прилавок, а также система для реализации пива на розлив (в ассортименте около 6 наименований), а также холодильная витрина, в которой размещены для реализации рыбная продукция и другая в ассортименте (рыба копченная, вяленная в вакууме, снеки, кальмар сушенный, фисташка и тп.). Туалетная комната для посетителей визуально отсутствует.
Алкогольная продукция (пиво) в ассортименте расположена в холодильных стеллажах с оформленными ценниками за единицу товара. Вся представленная к реализации алкогольная продукция закупорена.
В ходе мониторингового наблюдения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ была продана в укупоренном виде алкогольная продукция (пиво) а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ пиво «Чешское», объёмом 1,35 л., алк. 4 %, изготовитель пивоваренная компания «Балтика», по цене <данные изъяты>. Расчет за продукцию был произведен посредством банковской карты, предоставлен документ выдаваемый банковским терминалом при проведении платежа с использованием банковских карт (слип № от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указано место расчетов «<данные изъяты>» <адрес>, чек онлайн кассы не предоставлен;
- ДД.ММ.ГГГГ Пиво светлое «Туборг грин», объёмом 0.48 л, алк. 4.6%, изготовитель пивоваренная компания «Балтика», по цене <данные изъяты>. Расчет за продукцию был произведен посредством банковской карты, предоставлен документ выдаваемый банковским терминалом при проведении платежа с использованием банковских карт (слип № от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указано место расчетов «<данные изъяты>» <адрес> чек онлайн кассы не предоставлен;
- ДД.ММ.ГГГГ «Бад 66» светлое пастеризованное, объёмом 0.44 л, алк. 4.3%, изготовитель: АО «АБ ИнБев Эфес», по цене <данные изъяты>. Расчет за продукцию был произведен посредством банковской карты, предоставлен документ выдаваемый банковским терминалом при проведении платежа с использованием банковских карт (слип № от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указано место расчетов «<данные изъяты>» <адрес>, чек онлайн кассы не предоставлен. На просьбу предоставить кассовый чек продавец ответил отказом.
Перечисленная алкогольная продукция (пиво) вынесена из помещения продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, <адрес>
При этом, признаков, подтверждающих оказание услуг общественного питания в магазине <данные изъяты>» 24/7, не установлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 28.03.2012 № 167-П «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на территории Камчатского края» розничная продажа алкогольной продукции на территории Камчатского края не допускается с 22.00 до 10.00 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Таким образом, ИП Ф.В.А. умышленно созданы условия, имитирующие деятельность организации, оказывающей услуги общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции в ночное время, на вынос в укупоренном виде, в нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), с учетом информации о режиме работы на вывеске (24/7 в формате магазина «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона № 171-ФЗ Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах- ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах- ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
В соответствии с абз. 2 п.7 ст. 16 Закона № 171-ФЗ потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте, т.е. реализация алкогольной продукции на вынос не допускается.
Таким образом, ответчиком умышленно созданы условия, имитирующие деятельность организации, оказывающей услуги общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции на вынос в укупоренном виде, в формате магазина - Продукты «<данные изъяты>» 24/7, что является недопустимым.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить рабо у, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно пункту 41 ГОСТ 31985-2013 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 г.) , услуга общественного питания - это результат деятельности предприятии общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1676-ст с 01.01.2016 введен в действие «Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (далее - ГОСТ 30389-2013).
В силу пункта 3.1 ГОСТ 30389-2013 объектом общественного питания является имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ 30389-2013 кафе представляет собой предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
В соответствии с пунктом 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. На предприятиях (объектах) общественного питания должны обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки или отражаться специализация предприятия.
Согласно абз. 2 п. 2 «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 (далее - Правила № 1515), - это услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
В соответствии с п. 2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико¬технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях.
В соответствии с абз. 2 п. 3.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.
Фактически Кафе-Бар «<данные изъяты>» не является предприятием общественного питания (кафе), так как:
- на объекте не оказываются услуги общественного питания - пищевая продукция не изготавливается (согласно абз. 2 п. 2 Правил № 1515);
- отсутствует ассортимент изготавливаемой продукции, который должен быть утвержден руководителем организации (п. 2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
- отсутствуют посадочные места (п. 3.2. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, наличие посадочных мест предполагает (для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях);
- отсутствует туалет для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений (п. 3.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
- отсутствует: мебель (столы, стулья, кресла, барная и буфетная стойка) столовая посуда и приборы, столовое белье, предметы декора, соответствующие интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.
Таким образом, продажа алкогольной продукции на вынос в укупоренном виде ИП Ф.В.А. нарушает действующее федеральное законодательство, в том числе:
-п. 5 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
-абз. 2 п. 7, ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Кроме того, ответчиком допускаются нарушения правил продажи никотиносодержащей продукции.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 №620-р и в соответствии с ч.З ст.20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. И381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что с 01.06.2019 ООО «ЦРПТ» (г. Москва) является оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Согласно информации, поступившей от ООО «ЦРПТ» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), вх. Управления от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИП Ф.В.А. Алигусейн оглы не зарегистрирован в установленном порядке в государственной информационной системе мониторинга товаров и не являлся участником оборота табачной продукции.
Вместе с тем, согласно предоставленной информации ООО «ЦРПТ» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) ИП Ф.В.А. Алигусейн оглы зарегистрирован в установленном порядке в государственной информационной системе мониторинга товаров, в том числе, в качестве участника оборота табачной продукции с ролью «Розница».
В соответствии с информацией, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга товаров он не осуществлял эмиссию кодов маркировки для нанесения на табачную продукцию, а приобрел уже маркированную средствами идентификации табачную продукцию у других участников оборота табачной продукции.
Факт незаконной реализации ответчиком табачной продукции подтвержден в ходе мониторингового наблюдения.
Так, расчет за табачную продукцию ДД.ММ.ГГГГ был произведен посредством банковской карты, предоставлен документ, выдаваемый банковским терминалом при проведении платежа с использованием банковских карт, при этом чек онлайн кассы также не предоставлен.
При этом, торговля никотинсодержащей продукцией (табачные стики для систем нагревания табака) осуществляется с выкладкой и демонстрацией продукции в торговом объекте.
Продажа табачных изделий регулируется Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - №15-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
В соответствии со ст.5 № 15-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции с ее выкладкой и демонстрацией в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 настоящего Закона информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о Защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 19 № 15-ФЗ Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Таким образом, услуга розничной торговли по продаже никотинсодержащей продукции (табак, нагреваемый в стиках) марки «<данные изъяты>» в «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ИП Ф.В.А. Алигусейном оглы оказана с нарушением действующего федерального законодательства.
Ответчиком также нарушены требования законодательства в части применения контрольно-кассовой техники.
Так, продажа товаров и оказание возмездных услуг населению регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - №54-ФЗ). Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Согласно п.1 ст.4.3 №54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 5 № 54-ФЗ).
Согласно поступившей информации от УФНС России по Камчатскому краю, ИП Ф.В.А. зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, контрольно - кассовая техника в налоговом органе была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, наименование места установки магазин «<данные изъяты>». Однако, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в одностороннем порядке контрольно - кассовая техника снята с регистрационного учета, по причине истечения срока действия ключа фискального накопителя.
На запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) из УФНС России по Камчатскому краю поступил ответ о том, что ДД.ММ.ГГГГ на ИП Ф.В.А. зарегистрирована одна единица контрольно-кассовой техники, с адресом места установки: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> наименованием места установки контрольно -кассовой техники: Пив Бар «<данные изъяты>». Контрольно-кассовая техника применяется при денежных расчетах с ДД.ММ.ГГГГ ежедневно.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ для личных нужд в магазине «<данные изъяты>» за наличный расчет приобретено мороженое «<данные изъяты>» в количестве 2 шт. и выдан кассовый чек с указанием наименования место расчетов «<данные изъяты>».
Согласно пункту 27 ГОСТ 31985-2013 Бар- это предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, что не соответствует фактическим обстоятельствам.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение нарушения действующего законодательства ответчиком при осуществлении предпринимательской деятельности. Указанное является основанием для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика обязанностей устранить нарушения.
Согласно ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина составляет:
для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Таким образом, при подаче искового заявления истец должен был уплатить госпошлину 6000 рублей, от уплаты которой Управление Роспотребнадзора освобождено, в связи с чем она подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя обязать Ф.В.А. Алигусейна оглы прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в магазине Продукты «<данные изъяты>» 24/7, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> в отношении неопределенного круга граждан - потребителей в будущих периодах, в том числе:
-прекратить продажу алкогольной продукции на вынос из помещения Пив¬бара «<данные изъяты>»;
-прекратить продажу алкогольной продукции без вскрытия потребительской упаковки в помещении Пив Бара «<данные изъяты>»;
-прекратить продажу алкогольной продукции (пива разливного) с укупоркой в пластиковую тару в помещении Пив Бара «<данные изъяты>».
Обязать ИП Ф.В.А. демонтировать вывеску магазин Продукты «<данные изъяты>» 24/7, расположенную на объекте по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, бульвар <адрес> а именно: на главном фасаде здания, у входной двери.
Обязать ИП Ф.В.А. оформить вывеску с указанием типа организации общественного питания - Пив - Бар на внешней границе здания в непосредственной близости от входа, расположенной на объекте по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, <адрес> для информирования неопределенного круга лиц, как о типе организации, располагающейся внутри здания.
Обязать ИП Ф.В.А. обеспечить в Пив Баре «<данные изъяты>» по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, <адрес> наличие условий для потребления и реализации продукции общественного питания в соответствии с обязательными требованиями Правил оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 3, Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1676-ст, а именно:
-обеспечить наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания, в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания (информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг);
-довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515;
-утвердить руководителем предприятия ассортимент изготавливаемой продукции;
-обеспечить наличие посадочных мест в зале Пив Бара «<данные изъяты>»;
-обеспечить наличие туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений;
-обеспечить наличием в зале кафе: мебели (столы, стулья, кресла, барные и буфетные стойки), столовой посуды и приборов, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.
Обязать ИП Ф.В.А. прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении п. 1 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», а именно прекратить продажу никотинсодержащей продукции в организации общественного питания.
Признать незаконными действия ИП Ф.В.А. в отношении неопределенного круга граждан - потребителей, выразившиеся в неприменении контрольно - кассовой техники при оплате услуг (работ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.В.А. Алигусейна оглы в доход бюджета Петропавловск-Камчатский городского округа госпошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения с указанием уважительности причин неявки в судебное заседание, а также доказательств, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.А. Демьяненко