Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10760/2022 от 01.09.2022

Судья: Пудовкина Е.С.      адм. дело № 33а-10760/2022

                                     № 2а-4007/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2022 г.                         г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Лёшиной Т.Е.,

при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Долгова Д.Е. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 30.06.2022,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения административного истца Долгова Д.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков УФСИН России по Самарской области, ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области – Гаврилова П.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Долгов Д.Е. обратился в суд с административным иском к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.

В обоснование требований административный истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил стационарное лечение в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в палате в условиях пребывания, нарушающих установленные требования и его права человека. В палате, где он находился, количество спальных мест было больше, чем полагается, в палате на площади 25 кв.м. постоянно находилось более 10 человек, что нарушало его права, было нарушено его личное пространство, созданы неудобства, а именно постоянное теснение между остальными больными. Нахождение в данной палате было некомфортным, из-за нехватки места были столкновения между больными находившимися в данной палате. Освещение в палате было плохим, не соответствующим нормам, не работали в полном объеме лампы, из-за плохого освещения он опасался потери зрения. Также была нарушена техника безопасности, в случае возгорания или короткого замыкания он не смог бы вовремя выбраться в безопасное место. Он все время опасался за свою жизнь и здоровье. Помещение столовой находилось в подвальном помещении, где также не соблюдались нормы противопожарной безопасности, в столовой всегда находилось много человек, при этом эвакуационный выход из столовой отсутствовал. Он постоянно боялся возгорания, боялся за свою жизнь и здоровье.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с надлежащего административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 30 июня 2022 г. административное исковое заявление Долгова Д.Е. оставлено без удовлетворения (л.д. 84-91).

В апелляционной жалобе Долгов Д.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 100).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Долгов Д.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Самарской области, ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области – Гаврилова П.В. (по доверенности) в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности указанные лица (часть 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Согласно положениям части 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Таким образом, если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, от имени Российской Федерации могут выступать государственные органы, а также юридические лица (пункт 3).

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подпункт 12.1. пункта 1).

Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета (подпункт 1 пункта 3).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пунктах 14, 15 постановления от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).

Исходя из пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, между тем, ФСИН России к участию в деле не привлечено, требования о взыскании компенсации за нарушении условий содержания под стражей, содержание в исправительном учреждении в связи с незаконными действиями исправительного учреждения разрешены без привлечения ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета в качестве ответчика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и обязанности ФСИН России, не привлеченного к участию в административном деле в качестве административного ответчика, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Промышленный районный суд г. Самары на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеназванные положения КАС РФ, необходимо привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика ФСИН России.

Судебная коллегия обращает внимание, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть доводы апелляционной жалобы административного истца, а также надлежащим образом рассмотреть административные исковые требования Долгова Д.Е.

Запросить у административного ответчика сведения по конкретным дням, сколько человек находилось в палате.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Самары от 30.06.2022 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Самары в ином составе.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10760/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Самарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области
ФКУ ИК -16 УФСИН России по Самарской области (для вручения Долгову Дмитрию Евгеньевичу)
Прокуратура Самарской области
Ответчики
УФСИН России по Самарской области
ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.09.2022Передача дела судье
27.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее