Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-501/2022 ~ М-428/2022 от 02.03.2022

Дело

УИД 12RS0001-01-2022-000626-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2022 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева Р. А. к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании решения незаконным, обязании заключить договор аренды,

Установил:

Малышев Р.А. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании незаконным отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов сроком на три года.

В обоснование требований указано, что на основании постановления администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000 кв. м с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступил права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Ф.И.О.

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступил права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Ф.И.О.

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступила права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Малышеву Р.А.

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Малышев Р.А. направил в муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом заявление о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что на данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства проектируемое назначение - индивидуальный жилой дом, кадастровый , документы на государственную регистрацию сданы ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора аренда для завершения строительства, со ссылкой на то, что запись в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером , внесена по истечении договора аренды ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) указанное письмо признано незаконным, поскольку договор аренды заключен до ДД.ММ.ГГГГ, согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, степень готовности незавершенного строительством объекта составляет 18%, с заявлением о продлении о аренды истец обратился до истечении его срока, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь отказано в заключении договора аренда для завершения строительства, со ссылкой на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о нахождении земельного участка в зоне с особыми условиями: зона затопления водами весеннего половодья реки Волга, реестровый

Указанный отказ не правомерен, так как зоны подтопления не определены в установленном Правительством Российской Федерации порядке; в момент передачи, земельного участка какие-либо ограничения (обременения отсутствовали); земельный участок находится в территориальной зонге Ж-3 – застройка индивидуальными жилыми домами. Поскольку отказ ответчика не соответствует нормам закона и нарушает праве истца, заявлены указанные требования.

В судебное заседание истец Малышев Р.А. не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Артемьева Е.А. (по доверенности) требования поддержала, пояснила аналогичное изложенному в иске.

В судебное заседание ответчик представитель муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом не явился, извещены надлежащим образом, предоставлены возражения.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 1 марта 2015 г. регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 21 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, действующей с 1 марта 2015 года, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, нормами действующего земельного законодательства предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 года однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 года).

Судом установлено, что на основании постановления администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-42).

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступил права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Ф.И.О. (л.д.47-48).

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступил права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Ф.И.О. (л.д.54-55).

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. уступила права и обязанности арендатора по земельному участку с кадастровым номером Малышеву Р.А. (л.д.60).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером находится объект недвижимости с кадастровым номером (л.д.65-67).

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Малышев Р.А. направил в муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом заявление о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что на данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства проектируемое назначение - индивидуальный жилой дом, кадастровый , документы на государственную регистрацию сданы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-13).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора аренда для завершения строительства, со ссылкой на то, что запись в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером , внесена по истечении договора аренды ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) указанное письмо признано незаконным, поскольку договор аренды заключен до ДД.ММ.ГГГГ, согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, степень готовности незавершенного строительством объекта, кадастровый , составляет 18%, с заявлением о продлении аренды истец обратился до истечении его срока, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером , полностью расположен в горницах зоны с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: ограничения изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации; зона затопления территории г.Волжска городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище), дата решения: ДД.ММ.ГГГГ, номер решения: 621, наименование ОГВ/ОМСУ Федеральное агентство водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового управления (л.д.65-66).

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 годы N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора аренда для завершения строительства, со ссылкой на то, что в ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в зоне с особыми условиями: зона затопления водами весеннего половодья реки Волга, реестровый (л.д.8).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктом 15 статьи 106 настоящего Кодекса: использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлена степень готовности незавершенного строительством объекта, кадастровый , составляет 18%.

Из градостроительного регламента от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заявленный участок находится в жилой зоне.

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент вынесения оспариваемого отказа) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 10).

Ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора аренды, без учета обстоятельств строительства объекта недвижимости с кадастровым номером , в том числе уведомление (не уведомление) Малышевым Р.А. о строительстве уполномоченного органа, период строительства объекта (до или после установления ограничений на земельный участок).

Учитывая изложенное, а также то, что указанное письмо, не содержит выводов о невозможности использования заявленного участка и расположенного на нем незавершенного строительством объекта, в связи с установлением зон с особыми условиями, имеются основания для выводов о том, что отказ в заключении договора аренды, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а также нарушает права, свободы и законные интересы истца.

Для устранения допущенного нарушения прав и свобод истца необходимо на Волжский городской комитет по управлению имуществом возложить обязанность рассмотреть по существу заявление Малышева Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывает на то, что в реестре муниципальной собственности числится намывной волноустойчивый пляжный откос, расположенный в кадастровом квартале . Защитные сооружения для защиты заявленного земельного участка в реестре муниципальной собственности не значатся (л.д.68).

Исходя из изложенного, положений пункта 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешение требований истца о праве аренды будет являться преждевременным, в связи с чем, в указанной части требований следует отказать.

С учетом признанных судом, обоснованными требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине 300 рублей (л.д.6)

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковое заявление Малышева Р. А. к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании решения незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

На муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом возложить обязанность рассмотреть по существу заявление Малышева Р. А. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды.

В остальной части требований Малышева Р. А. отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом в пользу Малышева Р. А. судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Глухова

В окончательной форме решение принято 31 марта 2022 года

2-501/2022 ~ М-428/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Малышев Роман Александрович
Ответчики
МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом
Суд
Волжский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Глухова Юлия Рафаиловна
Дело на странице суда
volzhkiy--mari.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее