УИД 32RS0031-01-2024-000295-03
Дело № 2-256/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск Брянской области 25 июня 2024 г.
Трубчевский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Васильченко Л.М.,
при секретаре Мерзловой О.А.,
с участием истца Батова Т.В., её представителя Яшиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батова Т.В. к Курощупов М.И. о признании отсутствующим права на выплаты, причитающиеся членам семьи в связи с гибелью военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Батова Т.В. обратилась в суд с иском к Курощупов М.И., в котором просит признать отсутствующим право ответчика на получение страховых выплат и иных мер социальной поддержки, в связи с гибелью сына ФИО4 при исполнении им обязанностей военной службы.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что истец Батова Т.В. состояла в зарегистрированном браке с ответчиком, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. От брака родился сын ФИО4 (ФИО12) И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, проходивший военную службу по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. На момент гибели ФИО4 в браке не состоял, детей не имел.
В связи с гибелью сына при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики Батова Т.В., как матери погибшего сына, были произведены выплаты: <данные изъяты> рублей - выплата АО «СОГАЗ» единовременного пособия согласно Федеральному закону № 306-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение № от
<данные изъяты> рублей - единовременная выплата по Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение № от
; <данные изъяты> рублей - страховая выплата АО «СОГАЗ» по Федеральному закону № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ); <данные изъяты> рублей - единовременная выплата по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ); <данные изъяты> рублей - единовременная выплата по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Батова Т.В., как матери погибшего сына при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, произведены выплаты в размере 1/2 доли от причитающихся по закону. Вместе с тем, истец полагает, что ответчик Курощупов М.И., являясь биологическим отцом погибшего сына, не имеет права на меры социальной поддержки в связи с гибелью ФИО4 и подлежит лишению такового, поскольку Курощупов М.И. с 2001 года не проявлял никакой заботы о своем сыне, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не заботился о здоровье своего ребенка, не использовал свое право на общение с сыном, не видел сына ни в несовершеннолетнем возрасте, ни во взрослом возрасте, не предпринимал никаких мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не общался с ним по телефону, проживал на удаленном расстоянии в другом регионе. Алименты на содержание сына не выплачивал. Курощупов М.И. неоднократно отбывал наказания в местах лишения свободы за совершенные преступления. Батова Т.В. с 2001 года по 2012 год содержала и воспитывала сына одна. За свой счет она производила покупки продуктов питания, одежды, оплату обучения, школьных принадлежностей, спортивных и творческих кружков, спортивного инвентаря, оплату по содержанию жилища. В октябре 2012 года Батова Т.В. вступила в брак с ФИО9, который заменил ФИО4 отца. ФИО9 принимал активное участие в нравственном и физическом воспитании ФИО6, обеспечивал материально. ФИО4 никогда не считал ответчика своим отцом и членом своей семьи. Более того, в марте 2022 года сын сменил фамилию отца «ФИО12» на фамилию «ФИО4» (фамилия бабушки по линии матери).
Поскольку Курощупов М.И. не принимал участия в воспитании сына ФИО4, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально сына не содержал, алименты не уплачивал, меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не предпринимал, с учетом того, что между ответчиком и ФИО4 фактические семейные и родственные связи отсутствовали, истец полагает, что у Курощупов М.И. отсутствует право на получение страховых выплат и иных мер социальной поддержки в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы ФИО4
В судебном заседании истец Батова Т.В., её представитель Яшина Н.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.
Ответчик Курощупов М.И., извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела по адресу своей регистрации, в судебное заседание не явился. Судебные извещения, направленные ответчику, возвращены в суд за истечением срока хранения в почтовом отделении связи.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что ответчик не явился в почтовое отделение за получением судебного извещения, суд на основании ст.117 ГПК РФ расценивает последнее, как отказ ответчика от получения судебного извещения и рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика, считая его извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представители третьих лиц - военного комиссариата <адрес>, Управления Федерального казначейства <адрес>, Войсковой части №, будучи извещенным надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц - ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», <адрес>, Департамента социальной политики и занятости населения <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица АО «Страховое общество газовой промышленности», будучи извещенным надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве заявленные требования оставил на усмотрение суда, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, его представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52- ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:
супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
подопечные застрахованного лица;
лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).
Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей, (часть 8 статья 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях (пп. «а»). При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1, 2 статьи 12 Федерального закона от № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П, от 20 октября 2010 г. № 18-П, от 17 мая 2011 г. № 8-П, от 19 мая 2014 г. № 15-П, от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52- ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»).
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. №16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Статьей 6 Закона Брянской области от 02.10.2023 №69-3 «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, а также членов их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, сотрудников, добровольцев, членам его семьи предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 2000000 рублей, которая предоставляется в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца. При этом к членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца относятся: родители (усыновители); супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), дети старше 18 лет (в том числе усыновленные), ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленные), обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; совершеннолетние дети (в том числе усыновленные), если погибший (умерший) военнослужащий, сотрудник, доброволец являлся на момент гибели (смерти) единственным родителем (усыновителем); родные братья (сестры) при отсутствии иных членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца, указанных в настоящей статье, если погибший (умерший) военнослужащий, сотрудник, доброволец относился к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 СК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 СК РФ).
Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Согласно 4.1 ст. 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Судом установлено, что ФИО13 (до регистрации брака ФИО12) Т.В. состояла в браке с Курощупов М.И. Брак между сторонами прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ После расторжения брака жене присвоена фамилия - ФИО3
Согласно свидетельству о рождении ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Курощупов М.И., матерью - ФИО3.
Согласно свидетельству о перемене имени ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ переменил фамилию на «ФИО4». ФИО4 выдано повторное свидетельство о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 (до регистрации брака ФИО12) Т.В. заключила брак с ФИО9, после заключения брака, жене присвоена фамилия ФИО13.
Как следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, справки военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, извещения военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, рядовой ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходивший службу в в/ч 12721 по мобилизации, погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной и Донецкой народной Республик. Смерть наступила в период службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Из отзыва на исковое заявление АО «СОГАЗ» следует, что в соответствии с соглашением к государственному контракту АО «СОГАЗ» за счет денежных средств Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет в 2022 - 2023 годах выплату военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, признанным на военные сборы и членам их семей, гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, единовременных пособий, предусмотренных частями 8,12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306 -ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Поскольку достоверно подтвержден факт наступления страхового случая Батова Т.В. страховщик осуществил выплату в размере <данные изъяты> руб., единовременного пособия в размере <данные изъяты> руб. Указанные выплаты подтверждаются платежными поручениями.
Согласно информации Департамента социальной политики и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Батова Т.В. Отделом социальной защиты населения <адрес> принято решение о назначении ей, как матери погибшего военнослужащего - ФИО4 при исполнении обязанностей военной службы, единовременной денежной выплаты в размере 1 000 000 рублей в соответствии с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих». Поскольку отец погибшего военнослужащего ФИО4 - Курощупов М.И., после направления ему информации о его праве на получение указанной единовременной денежной выплаты и необходимости подачи заявления для ее назначения, не обратился в Отдел социальной защиты населения в установленный срок, Батова Т.В. по ее обращению была также произведена причитающаяся Курощупов М.И. доля указанной единовременной денежной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
Произведенные Батова Т.В. выплаты в связи с гибелью ее сына при выполнении им задач в ходе специальной военной операции подтверждаются следующими поручениями: платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей - выплата АО «СОГАЗ» единовременного пособия согласно Федеральному закону №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей - страховая выплата АО «СОГАЗ» по Федеральному закону №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2500000 рублей - единовременная выплата по Указу Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей - единовременная выплата по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей - единовременная выплата по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Батова Т.В. полагает, что ответчик Курощупов М.И. должен быть лишен права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - сына ФИО4, поскольку своих родительских обязанностей не выполнял, не заботился о нравственном и физическом состоянии сына, между ним и сыном фактические семейные и родственные связи отсутствовали, поскольку отец не интересовался судьбой своего сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, ответчик фактически отказался от своего сына.
Указанные истцом в обоснование своих требований обстоятельства полностью подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе показаниями допрошенных в суде свидетелей.
Допрошенный в качестве свидетеля супруг истца ФИО9 показал, что с Батова Т.В. он познакомился в 2010 году, когда она работала в <адрес>. Она приехала в <адрес> на заработки, чтобы содержать своего сына ФИО6. Ребенок проживал с бабушкой. Она каждые две недели ездила в <адрес> к сыну. В 2012 году Батова Т.В. и ФИО9 зарегистрировали брак, после чего стали ездить к сыну ФИО6 в <адрес> вдвоем, у него с ФИО6 сложились хорошие отношения, как у отца с сыном. После того, как они с супругой переехали на постоянное место жительства в <адрес>, ФИО6 приезжал к ним и жил у них. Родного отца ФИО6 свидетель никогда не видел, он никогда не звонил сыну, не участвовал в его воспитании и содержании. На похоронах ФИО6 его также не было.
Свидетель ФИО10 суду показал, что он живет по-соседству с семьей ФИО9 и Т.В. Он дружил с ФИО4 с 2014 года, часто бывал у них в гостях. Родного отца ФИО6 он никогда не видел и ФИО6 о нем никогда не рассказывал. ФИО6 воспитывала его мать и муж матери - ФИО9, с которым у него были хорошие отношения. На похоронах ФИО6 его родного отца не было.
Из справки Усохской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании домовой книги, следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован по месту жительства со ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Аттестатом об основном общем образовании подтверждается, что ФИО4 (до смены фамилии - ФИО12) И.М. в 2013 году окончил МБОУ «Среднюю общеобразовательную школу №» <адрес> Республики.
Дипломом о среднем профессиональном образовании, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО4 (до смены фамилии - ФИО12) И.М. обучался в ГАПОУ Чувашской Республики «Шумерском политехническом техникуме».
Из справки-характеристики на выпускника Шумерского политехнического техникума ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что семья ФИО1 благополучная, психологическая атмосфера в семье благоприятная. Характер взаимоотношений мамы с ФИО6 демократичный и уважительный. Мама принимала участие в воспитании и образовании ФИО6, что выражалось в постоянном интересе и контроле с её стороны за процессом обучения сына. Отец ФИО6 участие в воспитании и образовании сына не принимал, родительские собрания не посещал.
Согласно информации ИЦ УМВД по <адрес> Курощупов М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.158 УК РФ, ч. 4 ст. 150 УК РФ, по приговору Шумерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в исправительной колонии общего режима; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима по приговору Шумерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ. Кроме того, Курощупов М.И. привлекался к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ, дело было прекращено на основании ст. 25 УК РФ. Курощупов М.И. неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественных местах в состоянии опьянения, за что ему назначались административные наказания в виде штрафов и арестов.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей, пояснения истца, характеристику образовательного учреждения об отсутствии со стороны отца какого-либо интереса к жизни сына в техникуме, сведения о привлечении ответчика к уголовной и административной ответственности за совершение умышленных преступлений и правонарушений, длительное нахождение ответчика в местах лишения свободы в период несовершеннолетнего возраста его сына, суд приходит к выводу, что данные доказательства в своей совокупности подтверждают факт неисполнения ответчиком Курощупов М.И. своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию сына ФИО4 (до смены фамилии - ФИО12) И.М., с которым ответчик при жизни сына не поддерживал семейных и родственных связей, что лишает ответчика статуса члена семьи военнослужащего, устанавливаемого с целью получения выплат, направленных не только на восполнение материальных потерь погибшего, но и выражения от имени государства признательности гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.
При этом, судом установлено, что истец Батова Т.В. длительное время одна воспитывала сына, содержала его, вырастила достойным защитником Отечества, в связи с чем, вправе как родитель претендовать на компенсационные выплаты, связанные с гибелью военнослужащего при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что он использовал все доступные ему возможности для общения с сыном. Документов, подтверждающих наличие у ответчика Курощупов М.И. заболевания, которое могло являться препятствием ему в реализации своих прав и исполнении своих обязанностей родителя в отношении сына ФИО4, им не представлено.
Тот факт, что ответчик Курощупов М.И. не лишен родительских прав, не свидетельствует о том, что он надлежащим образом исполнял свои родительские обязанности по отношению к сыну ФИО4, а лишь указывает на то, что мать ребенка не обращалась в суд с таким иском, а также не взыскивала с него алименты на содержание сына, что не освобождало ответчика от обязанностей по его содержанию.
При указанных обстоятельствах, суд усматривает наличие обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению ответчика Курощупов М.И. родительских прав, поскольку он на протяжении всей жизни сына ФИО4 не выполнял свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, не заботился о его нравственном и физическом развитии.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит установленным факт уклонения Курощупов М.И. от выполнения своих родительских обязанностей в отношении сына ФИО4, в связи с чем, требования истца о лишении ответчика права на получение мер социальной поддержки, исходя из заявленных требований, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Батова Т.В. к Курощупов М.И. о признании отсутствующим права на выплаты, причитающиеся членам семьи в связи с гибелью военнослужащего, - удовлетворить.
Лишить Курощупов М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, права на выплаты в связи с гибелью военнослужащего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой народной Республики и Луганской народной Республики, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, а также членов их семей».
Лишить Курощупов М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, права на иные выплаты в связи с гибелью военнослужащего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой народной Республики и Луганской народной Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 июля 2024 г.
Председательствующий Л.М. Васильченко