УИД 18RS0027-01-2022-000513-73
Уголовное дело № 1-106/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела
Поселок Ува Удмуртской Республики 15 июня 2022 года
Увинский районный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Бачеева С.Н., при секретаре судебного заседания Пантюхиной И.Л., с участием государственного обвинителя помощника военного прокурора Ижевского гарнизона Центрального военного округа Моцарь И.В.,
защитника (удостоверение № 424, ордер № 8437) Слотина В.В.,
подсудимого Кононова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке материалы уголовного дела по обвинению
Кононова Дмитрия Вадимовича, родившегося *** имеющего судимости:
04.09.2020 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 290 и ч. 1 ст. 292 УК РФ, с применением положений ч. 3 ст. 69, п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ, к 3 годам 1 месяцу лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года, с запрещением занимать определенные должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно - распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, сроком на 3 года;
29.01.2021 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 290 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года, с запрещением занимать определенные должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, сроком на 2 года. Постановлено приговор *** от 04.09.2020 года исполнять самостоятельно;
05.02.2021 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 290 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года, с запрещением занимать определенные должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, сроком на 2 года. Постановлено приговор *** от 04.09.2020 года исполнять самостоятельно;
17.08.2021 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 290 и ч. 1 ст. 292 УК РФ, с применением положений ч. 3 ст. 69, п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ, к 3 годам 4 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 года. Постановлено приговоры *** от 04 сентября 2020 года, от 29 января 2021 года и от 05 февраля 2021 года в отношении Кононова Д.В. исполнять самостоятельно;
30.09.2021 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 года. Постановлено приговоры *** от 04.09.2020 года, от 29.01.2021 года и от 05.02.2021 года исполнять самостоятельно;
18.02.2022 года приговором *** осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций сроком на 2 года. Постановлено приговоры *** от 04.09.2020 года, от 29.01.2021 года, от 05.02.2021 года и от 17.08.2021 года, *** от 30.09.2021 года исполнять самостоятельно,
в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ,
установил:
Кононов Д.В. 26.02.2013 года на основании приказа военного комиссара *** от 25.02.2013 года № 22 принят по срочному договору от 26.02.2013 года № 80-т на должность помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учёта мобилизационных ресурсов) отдела военного комиссариата ***.
07.03.2013 года на основании приказа военного комиссара *** от 06.03.2013 года № 24 Кононов Д.В. переведен на должность начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела военного комиссариата *** районам. 01.12.2016 года на основании приказа военного комиссара *** от 25.11.2016 года № 124 отдел военного комиссариата *** районом переименован в военный комиссариат (***).
В связи с исключением на основании приказа военного комиссара УР от 28.01.2019 года № 7 из штатов военных комиссариатов *** занимаемой Кононовым Д.В. должности, последний 01.09.2019 года на основании приказа военного комиссара *** от 30.08.2019 года № 258 переведен на должность старшего помощника военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу) военного комиссариата ***. 22.04.2020 года на основании приказа временно исполняющего должность военного комиссара УР от 20.04.2020 года № 116 Кононов Д.В. уволен из военного комиссариата ***.
Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации (далее – ВС РФ), других войск, воинских формированиях и федеральных органах.
Согласно ст. 5 названного Закона, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 года № 1609 (далее – Положение), военный комиссариат *** наряду с другими военными комиссариатами является территориальным органом Министерства обороны РФ.
Пунктом 2 названного Положения определено, что военный комиссариат создается, в том числе, в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 17 Положения на военные комиссариаты возлагаются обязанности по организации и осуществлению воинского учета граждан, оказанию содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета; организации и осуществлению при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет; организации при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе; организации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществлению контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведению при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (военные сборы), направлением граждан, обучающихся в учебных военных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, граждан, обучающихся на военных кафедрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, на учебные сборы (стажировки).
В соответствии со своими должностными обязанностями старшего помощника военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу) военного комиссариата ***, определенными должностной инструкцией, утвержденной военным комиссаром *** ***8, Кононов Д.В. в период осуществления трудовой деятельности на указанной должности отвечал за работу подчиненных работников; своевременное и качественное выполнение задач по предназначению; исполнительскую и трудовую дисциплину подчиненных работников; сохранность документов (сведений), составляющих государственную и служебную тайну, персональных данных и обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на рабочем месте. Как старший помощник военного комиссара, помимо всего прочего, был обязан: руководить работой по организации первоначальной постановки граждан на воинский учет, призыва граждан на военную службу, контроля за медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих призыву на военную службу и за прохождением ими медицинского обследования; обеспечивать своевременное и качественное выполнение подчиненными работниками возлагаемых на них задач; контролировать своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей подчиненными работниками; организовывать работу по учету граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, привлечение их к административной ответственности и направление соответствующих материалов руководителю следственного органа *** по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать ведение картотеки личных дел призывников; организовать ведение личных дел призывников; организовывать ведение учетно-алфавитных книг призывников; осуществлять контроль над ведением протоколов заседаний призывных комиссий по призыву и протоколов заседания комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет; осуществлять контроль над хранением и выдачей личных дел призывников из картотеки; обеспечивать ведение картотеки личных дел граждан, снятых с воинского учета призывников и зачисленных в запас Вооруженных сил Российской Федерации; осуществлять ведение журнала учета движения призывных ресурсов; осуществлять контроль за оформлением военных билетов граждан, призванным на военную службу; осуществлять контроль за оформлением удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, будучи старшим помощником военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу) военного комиссариата *** Кононов Д.В. был наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в государственном учреждении, то есть являлся должностным лицом.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ Кононов Д.В. не имел права получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Из содержания ст. 23 данного Закона следует, что от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности, в связи с чем не подлежат призыву на военную службу.
Согласно ст. 52 того же Закона, запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со ст. 5.1 данного Федерального закона, из содержания которой следует, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограничено годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе.
На воинском учете призывников в военном комиссариате ***, наряду с другими призывниками с 20.09.2016 года по 26.02.2020 года состоял гражданин ***2, *** года рождения, который имел отсрочку от призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – ВС РФ) в связи обучением в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «*** государственный нефтяной технический университет» до июня 2020 года.
В один из дней периода с 01.05.2019 года по 09.05.2019 года (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам) в помещении магазина «***», расположенного по адресу: *** к Кононову Д.В. в ходе личной встречи обратилась его знакомая ***6, являющаяся матерью ***2, с просьбой оказать содействие в освобождении её сына от призыва на военную службу в ВС РФ в 2020 году.
На предложение ***6 Кононов Д.В., зная о том, что в его полномочия, кроме прочего, входит руководство работой по организации первоначальной постановки граждан на воинский учет; обеспечение ведения картотеки личных дел призывников; организация ведения личных дел призывников; осуществление контроля над хранением и выдачей личных дел призывников из картотеки, а также осуществление контроля за оформлением военных билетов граждан, призванных на военную службу, из иной личной заинтересованности, выраженной в желании помочь решить данный вопрос ***6, с которой он находился в хороших взаимоотношениях, поскольку в период с 1991 года по 1993 года обучался совместно с ней в одном классе и в желании повысить, в том числе перед последней, свой авторитет, показать свою высокую значимость в способности решать подобного рода вопросы, а также из корыстной заинтересованности, выраженной в желании в будущем при наличии необходимости получить от ***6 для себя и близких ему лиц какую-либо выгоду, в том числе имущественного характера, решил с использованием своего служебного положения, оказать содействие в незаконном освобождении ***2 от призыва на военную службу, совершив незаконные действия, путем внесения в официальный документ - военный билет ложных сведений, якобы, о признании ***2 «В» - ограниченно годным к военной службе по призыву в ВС РФ по состоянию здоровья и выдаче тому данного военного билета, без наличия к тому законных оснований, то есть совершить заведомо незаконные действия, которые относятся к полномочиям других должностных лиц и могли быть осуществлены только коллегиально – призывной комиссией района, а также за действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, выразил свою готовность оказать такое содействие, после чего они обменялись номерами телефонов и договорились вернуться к обсуждению данного вопроса в 2020 году.
После этого, в январе и феврале 2020 года (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам), ***6 и Кононов Д.В., выполняя ранее достигнутую договоренность, неоднократно связывались друг с другом по телефону, в ходе состоявшихся разговоров ***6 подтвердила, а в дальнейшем настаивала на необходимости решения данного вопроса по содействию в освобождении ***2 от призыва на военную службу, а Кононов Д.В. подтверждал свою готовность оказать содействие в незаконном освобождении ***2 от призыва на военную службу.
Далее, продолжая выполнять условия достигнутой с ***6 договоренности, в один из дней февраля 2020 года, примерно 12 числа (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам) Кононов Д.В., находясь в своем рабочем кабинете в здании военного комиссариата ***, расположенного по адресу: *** действуя с тем же преступным умыслом, являясь должностным лицом, подготовил фиктивный запрос, адресованный в военный комиссариат *** на личное дело ***2, на основании которого 16.03.2020 года из названного военного комиссариата в военный комиссариат *** поступило личное дело ***2, которое Кононов Д.В. получил и стал хранить при себе, скрывая от других должностных лиц военных комиссариатов ***, проинформировав при этом по телефону ***6 о необходимости изготовить для последующей передачи ему копии паспорта на имя ***2 и 2 его фотографии.
Затем, в один из дней марта 2020 года, примерно 28 числа (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам) Кононов Д.В., встретился с ***6 вблизи жилого дома, в котором проживает последняя, расположенном по адресу: ***, где получил от ***6 копию паспорта на имя ***2 и 2 его фотографии. После этого, желая во что бы то ни стало довести свой преступный умысел до конца, в один из дней апреля 2020 года, примерно 8 числа (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам) Кононов Д.В., осознавая общественную опасность своих коррупционных действий, посягающих на основы государственной власти, нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий, в том числе в виде исключения призывника ***2 из сферы правоотношений по организации призыва на военную службу, выразившейся во временном или полном освобождении ***2 от обязанности, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ защищать Отечество, а также деформации правосознания граждан и создания у них представления о возможности удовлетворения личных интересов через должностных лиц вопреки принципам социальной справедливости, а также желая их наступления, то есть действуя с прямым умыслом, из корыстной и иной личной заинтересованности, находясь у себя дома по адресу: ***, лично внес, а также организовал внесение супругой – ***7, не осведомленной о его преступном намерении, в находящийся в его ведении официальный документ - военный билет серии ***, заведомо ложных сведений, якобы, о признании 20.04.2020 года ***2 «В» - ограничено годным к прохождению военной службы по призыву по состоянию здоровья и о постановке 27.04.2020 года гражданина ***2 на воинский учет в военный комиссариат ***, после чего лично вклеил фотографию ***2 в заполненный бланк военного билета, проставил на странице *** оттиск штампа «Принят на воинский учет ВК ***», и собственноручно поставил подпись от имени военного комиссара *** ***8 без подражания подписи последнего. Затем на внутренней стороне обложки данного бланка, рядом с фотографией ***2 в «месте для печати», в графах «отношение к военной службе. Прохождение военной службы» на странице ***, «Присвоение воинских званий и классной квалификации по специальности» на странице № 8 и «Сведения о медицинских освидетельствованиях и прививках» на странице № 17 Кононов Д.В. лично проставил оттиски дубликата (поддельной) гербовой печати военного комиссариата УР № 16 и в имеющихся в бланке графах «военный комиссар», собственноручно поставил подписи от имени военного комиссара *** ***8 без подражания подписи последнего.
В последующем, в один из дней апреля 2020 года, примерно 13 числа (более точная дата и время следствием не установлены по объективным причинам), Кононов Д.В., находясь около автомобильной заправочной станции «***», расположенной по адресу: ***, передал указанный военный билет ***6, которая в свою очередь в последующем передала военный билет своему сыну ***2
Таким образом Кононов Д.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 292 УК РФ – служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а также внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, из корыстной и иной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ).
В судебном заседании защитник Слотин В.В. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении подсудимого в связи с истечением срока давности привлечения подсудимого к уголовной ответственности.
Подсудимый Кононов Д.В. заявленное защитой ходатайство поддержал и просил его удовлетворить. При этом он пояснил, что признает себя виновным в совершении указанного преступления в полном объеме, предъявленное обвинение не оспаривает.
Государственный обвинитель с доводами участников процесса согласился и просил прекратить уголовное дело в отношении Кононова Д.В..
Выслушав мнение сторон, суд соглашается с мнением участников процесса, т.к. для прекращения дела имеются все предусмотренные законом основания.
Подсудимый обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, которое в настоящее время является преступлением небольшой тяжести.
В соответствии с п. 1 ст. 254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п. 3 – 6 ч. 1 ст. 24 и п. 3 – 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.
Согласно ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести прошло 2 года.
Таким образом, срок истечения давности привлечения Кононова Д.В. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 292 УК РФ составляет 2 года. С момента же совершения подсудимым указанного преступления прошло более двух лет, в связи с этим, по мнению суда, имеются все основания для прекращения уголовного дела.
Согласно материалам уголовного дела Кононов Д.В. в ходе предварительного следствия вину признавал полностью, от органов следствия и суда никогда не скрывался. Тем самым, оснований считать, что течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливалось, у суда не имеется.
Кроме того, суд при решении вопроса о возможности прекращения уголовного дела принимает во внимание и то обстоятельство, что какие-либо доказательства, объективно и бесспорно подтверждающие причастность к совершению преступления иных лиц, либо дающие основание полагать, что преступление было совершено при иных обстоятельствах, как в ходе предварительного следствия, так и в суде не добыты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 78 УК РФ, ч. 3 ст. 250 УПК РФ, ч. 1 п. 3 ст. 24 и ст. 254 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Прекратить уголовное дело в отношении Кононова Дмитрия Вадимовича обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления постановления в законную силу.
Вещественные доказательства:
- журнал учета бланков строгой отчетности № 69 по форме № 24, журнал № 2 учета входящих служебных документов военного комиссариата *** (за период с 13.05.2019 года по 26.05.2020 года), журнал № 49 учета исходящих служебных документов военного комиссариата *** (за период с 29.05.2018 года по 14.04.2021 года), учетно-алфавитную книгу № 221 призывников 1998 года рождения, состоящих на воинском учете в военном комиссариате *** учетно-алфавитную книгу № 220 призывников 1998 года рождения, состоящих на воинском учете в военном комиссариате *** вернуть в военный комиссариат ***;
- военный билет серии *** на имя Пенегина М.Н. хранить при уголовном деле;
- диск «DVD-RW», на котором находится детализация по абонентскому номеру «***», зарегистрированному на Кононова Д.В. в ООО «Т2 Мобайл», запрос исх. № *** от 10.02.2020 года, заявка от 06.04.2020 исх. № ***, требование-накладная № *** от 07.04.2020 года - хранить при уголовном деле.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его провозглашения путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Увинский районный суд УР.
Разъяснить Кононову Д.В., что дополнительные апелляционные жалоба (апелляционное представление) или возражения подлежат рассмотрению, если они поступили в суд апелляционной инстанции не позднее, чем за 5 суток до начала судебного заседания.
В случае подачи апелляционной жалобы Кононов Д.В. вправе ходатайствовать в течение 10 дней с момента получения копии постановления о своем участии и об участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья: С.Н. Бачеев