Дело № 12-9/2021
УИД 29RS0010-01-2020-002036-75
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2021 года город Коряжма
Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев жалобу Тетерина Д. С. на постановление старшего инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД России «Котласский» Кучина А.А. от 04.12.2020,
установил:
постановлением старшего инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД России «Котласский» Кучина А.А. от 04.12.2020 Тетерин Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Тетерин Д.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить как незаконное.
В судебном заседании Тетерин Д.С. поддержал доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно указал, что ему сотрудниками полиции не разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, не разрешено ходатайство, заявленное инспектору, не произведен замер нечитаемости регистрационного знака.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, исследовав записи с видеорегистратора, выслушав Тетерина Д.С., судья приходит к следующему.
Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ.
Согласно примечанию к данной статье, государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 4 постановления Пленума от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, выражающегося в управлении транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ), следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, связанным с условиями эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия государственного регистрационного знака), и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей освещения заднего государственного регистрационного знака), а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ, образует также управление транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта, определенных к их установке на транспортном средстве, за исключением нарушений, связанных с местом установки таких знаков (например, способ крепления государственных регистрационных знаков не соответствует установленным требованиям).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ, необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством: без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них), при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных конструкцией транспортного средства для этого местах (в том числе только одного из них); с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть (в том числе только одного из них), включая случаи, когда на момент остановки транспортного средства такие устройства или материалы не применялись для видоизменения или сокрытия государственных регистрационных знаков (в том числе только одного из них).
Видоизмененным является выданный на данное транспортное средство государственный регистрационный знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо государственный регистрационный знак, способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины государственного регистрационного знака).
В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование (шторки, электромагниты и т.п., в том числе и тогда, когда они не были приведены в действие в момент выявления административного правонарушения, однако позволяли водителю при совершении определенных действий видоизменить или скрыть государственный регистрационный знак), а также искусственные материалы (например, листы бумаги, картон) либо природные материалы (в частности, листва, грязь, снег), если визуальный осмотр транспортного средства позволяет с очевидностью сделать вывод о том, что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации государственных регистрационных знаков (например, загрязнение фрагмента государственного регистрационного знака не связано с погодными условиями или не обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение). Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления административного правонарушения видеозапись (фотографии), которая приобщается к материалам дела об административном правонарушении и подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Из совокупного анализа приведенных положений закона следует, что нечитаемость государственных регистрационных знаков определяется при визуальном осмотре транспортного средства, позволяющем с очевидностью сделать вывод о том, что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации государственных регистрационных знаков, в данном случае замер нечитаемости не производится.
В соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 19 приведенного Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяется Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющийся приложением к Основным положениям.
Пунктом 7.15 вышеуказанного Перечня установлено, что неисправностью транспортного средства, при котором запрещается его эксплуатация, является то обстоятельство, что государственный регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТ Р 50577-2018, который определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства.
В силу пункта Ж4 Приложения Ж данного к ГОСТ Р место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение, в том числе условия о том, что регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости, указанных на рисунке Ж.1.
Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Тетерин Д.С. 4 декабря 2020 года управлял транспортным средством <данные изъяты>, у д. 4 по пр. Ломоносова в г. Коряжме Архангельской области с нечитаемыми задними государственными регистрационными номерами.
Так, из рапорта старшего инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД России «Котласский» Кучина А.А. следует, что 4 декабря 2020 года находился на службе по охране общественного порядка и безопасности дорожного движения на территории города Коряжма, совместно со стажером Доставаловым. Около 16:20 у д. 4 по пр. Ломоносова в г. Коряжме замечен автомобиль <данные изъяты>, с нечитаемыми задними государственными регистрационными номерами. Поверхность регистрационного номера была сухая, что свидетельствует о давности загрязнения. Грязь препятствовала идентификации транспортного средства, под управлением Тетерина Д.С. При вынесении постановления Тетерин Д.С. не согласился с вмененным правонарушением, в виду чего составлен протокол об административном правонарушении. При составлении процессуальных документов лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные статями 25.1, 30.1, 30.2, 30.3, 32.2 и ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Из фототаблицы, представленной на СД усматривается, что на ней запечатлено транспортное средство <данные изъяты> с нечитаемыми задними государственными регистрационными номерами, находящееся у д. 4 по пр. Ломоносова в г. Коряжме 4 декабря 2020 года. При просмотре фототаблицы Тетерин Д.С. в судебном заседании не оспаривал, что на фотографии запечатлен его автомобиль <данные изъяты>
Приведенные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Таким образом, представленными доказательствами с достоверностью подтверждается, что Тетерин Д.С. 4 декабря 2020 года управлял транспортным средством <данные изъяты>, у д. 4 по пр. Ломоносова в г. Коряжме Архангельской области с нечитаемыми задними государственными регистрационными номерами.
Управление транспортным средством с нечитаемым государственным регистрационным знаком образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ.
Являясь участником дорожного движения, Тетерин Д.С. в силу п.1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки. Соответственно, обязан следить за состоянием государственных номерных знаков в ходе движения транспортного средства и протирать их по мере необходимости.
Поскольку Тетерин Д.С. управлял транспортным средством с нечитаемым государственным регистрационным знаком, допущенное им правонарушение правильно квалифицировано должностным лицом по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в пределах установленной законом санкции.
Наличие талона технического осмотра транспортного средства не исключает обязанности водителя транспортного средства соблюдать требование по отсутствию на государственном регистрационном знаке устройств или материалов, в том числе грязи, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Несостоятельна ссылка Тетерина Д.С. на неразъяснение ему прав, предусмотренных КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ, поскольку из записи видеорегистратора, представленной ОГИББД ОМВД России «Котласский» следует, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении сотрудниками полиции разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
Кроме того, копия указанного процессуального документа Тетериным Д.С. получена, о чем свидетельствует его личная подпись, более того, протокол об административном правонарушении составлен на типовом бланке, с обратной стороны которого также имеется ссылка на ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ с изложением диспозиции указанных норм.
Согласно представленным материалам, Тетерин Д.С. фактически своими правами воспользовался, указав в протоколе об административном правонарушении свою позицию по вмененному правонарушению, реализовал свое право на юридическую помощь, обжаловал вынесенное должностным лицом постановление. При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии нарушения прав Тетерина Д.С. на защиту.
В силу статьи 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Тетериным Д.С. в судебном заседании, письменное ходатайство при производстве по делу об административном правонарушении сотруднику полиции им не заявлялось.
Порядок рассмотрение дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом не нарушен, процедура рассмотрения дела соблюдена, дело рассмотрено в присутствии Тетерина Д.С. и данный факт им не оспаривается.
Постановление должностного лица отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, административное наказание назначено в пределах установленной законом санкции.
Руководствуясь статьей 30.6 пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░.░. ░░ 04.12.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░