Дело № 12-149/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
об административном правонарушении
17 октября 2019 года пгт. Ленино
Судья Ленинского районного суда Республики Крым Удут И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино (298200, РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт.Ленино, ул. Пушкина 33) жалобу Бовыкиной Виктории Викторовны действующей в интересах Николаенко Дмитрия Витальевича на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Воржева Дмитрия Викторовича, которым Николаенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, -
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Воржева Д.В., Николаенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Представитель Николаенко Д.В. по доверенности Бовыкина В.В. 21.08.2019 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить обжалуемое постановление и производство по нему прекратить, ввиду отсутствия в действиях Николаенко Д.В. состава административного правонарушения. Свои доводы мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костюк А.Г. вынесено распоряжение № о проведении плановой выездной проверки физического лица Николаенко Дмитрия Витальевича. В распоряжении указан один конкретный объект подлежащий проверке: земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Между тем, как следует из оспариваемого Постановления, проверка проводилась в отношении двух земельных участков, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. При этом, данный объект не был включен в плановую проверку. Каких-либо распоряжений о проведении внеплановой проверки не выносилось. Распоряжением определен срок проведения проверки - 20 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно извещения, датой проведения выездной проверки указано ДД.ММ.ГГГГ с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут, при этом проверка в указанное время не проводилась. Постановление не содержит информации - когда фактически и в присутствии кого осуществлялась выездная проверка. На земельном участке по адресу <адрес>, Киевская, 4, который в оспариваемом постановлении указан как используемый не по целевому назначению, расположен жилой дом, где заявитель и члены его семьи проживают в летний период. На земельном участке по адресу <адрес> документы на недвижимое имущество находятся в стадии оформления. Соответственно спорный земельный участок используется заявителем по его прямому назначению - для индивидуального жилищного строительства и проживания. По результатам проверки Акт проверки заявителю предоставлен не был. Кроме указанного, заявителем в установленном порядке были направлены заявления в Администрацию Белинского сельского поселения комиссию по подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений <адрес> о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования. Между тем, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Николаенко был извещен, что в настоящее время не разработан и не утвержден соответствующий регламент, поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования Белинское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утверждены только Решением 68 сессии <адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Николаенко Д.В. извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, направил своего представителя.
В судебном заседании Бовыкина В.В. доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Представитель государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что на основании Распоряжения заместителя председателя Госкомрегистра Костюка А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Николаенко Д.В. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства, при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанным распоряжением обозначены сроки проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Результаты проверки оформлены Актом проверки органа государственного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что согласно государственному акту на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯЛ № Николаенко Д.В. принадлежит земельный участок площадью 1500 кв м. расположенный по адресу: <адрес> категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Сведения о земельном участке внесены в ЕГPH, земельному участку присвоен кадастровый №.
Согласно государственному акту на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ № 487131 Николаенко Д.В. принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН, земельному участку присвоен кадастровый №.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ Николаенко Д.В. принадлежит жилой дом общей площадью 689,5 кв. м, количество этажей 3, расположенный по адресу: <адрес>. 4. Сведения о капитальном строении внесены в ЕГРН. капитальному строению присвоен кадастровый №.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ Николаенко Д.В. принадлежит жилой дом общей площадью 198,6 кв. м. количество этажей 2, расположенный по адресу: <адрес>. 4. Сведения о капитальном строении внесены в ЕГРН, капитальному строению присвоен кадастровый №.
В ходе проведения проверки при визуальном осмотре земельных участков установлено, что на вышеуказанных земельных участках размещены вышеуказанные капитальные строения, которые представляют собой единый комплекс который используется в коммерческих целях, а именно для размещения Гостевого дома «Альбатрос».
Данные об указанной коммерческой деятельности, с указанием контактных телефонов, а также перечень цен и предоставляемых услуг размещены на интернет сайте - http://crimea-albalros.ru/.
Согласно описания размещенного на вышеуказанном интернет сайте Гостевого дома «Альбатрос» следует, что «Гостевой дом Новоотрадного «Альбатрос» представляет собой большую территорию, окруженную зелеными газонами с клумбами цветов, фонтаном и летней площадкой, двухэтажный корпус для размещения проживающих в просторных и уютных 2. 3. 4. 5 и 6-местных комнатах. Для полноценного проживания здесь имеется: бильярд, теннис, большой плавательный бассейн с водными горками, песчаный пляж длиной 10 км. оборудованной зонтами, навесом и шезлонгами».
В ходе сопоставления данных внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, установлено несоответствие вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство подразумевает размещение жилого дома (дом. пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений).
Для осуществления вышеуказанной деятельности (Гостевой дом) требуется разрешенное использование земельных участков - «гостиничное обслуживание».
В настоящее время, в действиях Николаенко Д.В. при использовании земельных участков с кадастровым номером 90:07:000000:553, 90:07:060701:84 расположенных по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований статей 7. 42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ («использование земельного участка не по целевому назначению).
Таким образом, по мнению административного органа Николаенко Д.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду допущенных нарушений требований КоАП РФ, судья не может согласиться с выводами органа контроля исходя из следующего.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в еоответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.
Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие порядок производства по делу об административных правонарушениях, обязывают административный орган установить все элементы состава административного правонарушения, пользуясь предоставленными ему процессуальными правами.
При этом указанными нормами также предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные обстоятельства получены с нарушением закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2014 № 1379-р утверждено Соглашение от 08.07.2014 № 47 между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №164 с изменениями, внесенными постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 265 полномочия по осуществлению функций государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на территории Республики Крым переданы - Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 2832-р утверждено дополнительное Соглашение к Соглашению между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, подписанному ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии с п.6 Приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12.02.2019 №п/59 предоставление Госкомрегистром государственных функций осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 486.
Таким образом, при осуществлении государственного земельного надзора государственный комитет по государственной регистрации и кадастру руководствуется «Положением о государственном земельном надзоре» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, а также «Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.201 №486 (далее – Административный регламент ).
Из материалов дела следует, что заместителем председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костюк А.Г. ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № о проведении плановой выездной проверки физического лица Николаенко Д.В. Задачами проводимой проверки являлось - проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Во исполнение данного распоряжения, а также по результатам проведенной проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-47).
При этом, в нарушение требований п. 53 Административного регламента сведений о проведении проверки в присутствие гражданина (Николаенко Д.В.) материалы дела не содержат. В указанную в извещении дату проводимой проверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62) представитель государственного земельного надзора не явился, что обоснованно подтверждается пояснениями Бовыкиной В.В., из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 15 до 17 часов 30 минут ее доверителем было обеспечено присутствие его представителя для участия в проведении проверки, которая фактически не проведена ввиду неявки в назначенное время представителя государственного земельного надзора. Каких-либо извещений о иной дате проводимой проверки материалы дела не содержат.
Также, в нарушение требований п. 57 Административного регламента Акт проведенной проверки не содержит сведений о дате и времени проведения проверки.
Таким образом, проверка проведена в нарушение Административного регламента по проведению плановых выездных проверок, что повлекло нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, и указанные нарушения в свою очередь не позволяют судье принять в качестве доказательств вины Николаенко Д.В. Акт проверки № от 12.17.2018, который признается судьей недопустимым доказательством по делу.
Диспозицией ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В силу ст.288 ГК РФ собственнику жилого помещения предоставлено право использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, а также сдавать его для проживания иным лицам на основании договора.
На земельном участке, который в оспариваемом постановлении указан как используемый заявителем не по целевому назначению (<адрес>), расположены жилые дома.
При этом материалы проверки не содержат сведений о том, что Николаенко Д.В. не проживает в них. Доказательств того, что данный земельный участок используется заявителем не по его прямому назначению – для индивидуального жилищного строительства и проживания материалы дела не содержат. При обследовании указанного земельного участка должностными лицами органа земельного надзора никто из проживающих в них лиц не опрошен, сведений о попытках установить кого-либо из жильцов данных домов материалы дела не содержат. Более того, ни одного временно проживающего туриста в указанных домах не обнаружено.
Кроме того, согласно требованиям к средствам размещения установлены национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 51185-2014 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования»; ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513-2003) «Туристические услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения»; ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»; ГОСТ Р 55817-2013 «Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения» и др.
К признакам гостиницы, как и других средств размещения, относятся не конструктивные особенности строения, а здания (строения), которые отвечают требованиям, установленным вышеназванными ГОСТами и национальным стандартам.
Как установлено судьей, материалы дела не содержат сведений о том, что жилые дома предоставляют услуги размещения, услуги питания, службу према граждан для проживания, оборудование для оказания дополнительных услуг и другие услуги обладающие признаками гостиницы.
При этом, должностные лица органа земельного надзора не установили лицо, которое разместило в сети Интернет рекламные сведения о нахождении на указанном выше земельном участке Гостевого дома «Альбатрос» для размещения туристов, и лиц, которые получили от Николаенко Д.В. туристическую услугу – размещение в данном отеле (гостиничную услугу).
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что виновность Николаенко Д.В. о нарушении целевого назначения земельного участка должностными лицами органа земельного надзора не установлена, и что обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, не доказаны.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Воржева Д.В., которым Николаенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей подлежат отмене, а производство по административному делу в отношении Николаенко Д.В. - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Иные доводы жалобы и представленные документы не влияют на выводы судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
Жалобу Бовыкиной Виктории Викторовны действующей в интересах Николаенко Дмитрия Витальевича на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Воржева Д.В., которым Николаенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей - удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Воржева Д.В., которым Николаенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Судья Удут И.М.