Судья Бойко М.Н. Дело №7-21-149/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 марта 2024 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 5 октября 2023 года администрация города Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 февраля 2024 года (в решении ошибочно указана дата вынесения – 8 февраля 2023 года) постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник администрации города Владивостока ФИО2 просит отменить вынесенные по делу акты, приводя доводы об отсутствии состава административного правонарушения.
Администрация города Владивостока о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, законный представитель и защитник указанного юридического лица в судебное заседание не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктами 1, 4 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Владивостока по делу № от 20 апреля 2023 года, вступившим в законную силу 30 мая 2023 года, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной администрацией Владивостокского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Владивостокского городского округа.
В соответствии с данным решением 29 июня 2023 года Ленинским районным судом г. Владивостока выдан исполнительный лист серии ФС №046164780 в отношении должника – администрации города Владивостока.
На основании указанного исполнительного листа 21 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен срок – в течение 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отношении администрации города Владивосток 2 августа 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 19 сентября 2023 года. Копия соответствующего постановления вручена должнику 3 августа 2023 года.
Во вновь установленный срок администрация города Владивостока требования исполнительного документа не исполнила, что послужило основанием для привлечения должника к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного администрацией города Владивостока административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2023 года; исполнительным листом от 29 июня 2023 года; постановлением о взыскании исполнительного сбора и установлении нового срока исполнения от 2 августа 2023 года и другими материалами дела, которым при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях администрации города Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием должника, выражающимся в умышленном неисполнении им требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что должником не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия администрации города Владивостока правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что 20 сентября 2023 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21 ноября 2023 года, соответствует положениям части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не является основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнения требований неимущественного характера в срок до 19 сентября 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 2 августа 2023 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Довод жалобы о том, что у администрации г. Владивостока отсутствовала возможность для выполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования капитального ремонта жилищного фонда г. Владивостока, не является основанием для отмены вынесенных по делу актов.
В соответствии с правовым смыслом положений Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, под уважительными причинами неисполнения должником судебного решения следует понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Между тем указанные защитником причины нельзя признать уважительными, поскольку отсутствие достаточного бюджетного финансирования при наличии вступившего в законную силу решения суда, прямо обязывающего администрацию г. Владивостока осуществить соответствующие действия, основанием для неисполнения требований соответствующего исполнительного документа являться не может.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.
Срок давности и порядок привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу актов.
На основании пункта 4 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу подлежащих выяснению по делу обстоятельств относятся обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны обстоятельства, предусмотренные названной статьей, а также иные обстоятельства, предусмотренные тем же Кодексом как отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений. Возможность признания отягчающими административную ответственность обстоятельств, не указанных в качестве таковых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующее законодательство не предусматривает.
Между тем, согласно постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 5 октября 2023 года при определении вида и размера административного наказания администрации г. Владивостока в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено, что с момента вступления решения суда в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Однако ни частью 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иными нормами того же Кодекса названное обстоятельство не предусмотрено в качестве отягчающего административную ответственность.
Данное нарушение судьей районного суда устранено не было.
В связи с изложенным, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда подлежат изменению с исключением указания на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, выразившегося в том, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Учитывая, что административное наказание администрации г. Владивостока назначено в минимальном размере, предусмотренном за совершенное правонарушение, не имеется оснований для дополнительного снижения размера назначенного административного штрафа в связи с исключением указания на отягчающее административную ответственность обстоятельство.
Также нужно устранить описку в дате вынесения решения судьи районного суда, учитывая, что ошибка при указании даты вынесения судебного акта сомнений не вызывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 5 октября 2023 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока изменить, исключив из постановления указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Устранить описку в дате решения судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края, вынесенного по рассматриваемому делу, считать его вынесенным 8 февраля 2024 года (вместо ошибочно указанного – 8 февраля 2023 года).
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 оставить без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи