Дело №, УИД: №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Елисеевой Н.М.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к ООО «Троицкий лесхоз» о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось к ООО «Троицкий лесхоз» о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, между агентством лесной отрасли администрации <адрес> (далее - Арендодатель) и государственным предприятием <адрес> «Красноярское управление лесами» (далее - Арендатор) заключен договор аренды лесного участка сроком на 49 лет от ДД.ММ.ГГГГ №-з (далее - Договор), согласно которому Арендатор передает Арендатору лесной участок общей площадью 18223,0 га, расположенный в <адрес>, Пировский, <адрес>ы, Пировское лесничество: Пировское участковое лесничество, в квартал №, Болынекетское участковое лесничество в кварталах №№, 104, 105, 106, 124, 126-132, 156-159, Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 143, Пировское сельское участковое лесничество, СПК им. Калинина, в кварталах №№, 13-15, 29-32. Между агентством лесной отрасли администрации <адрес> (далее — Арендодатель), государственным предприятием <адрес> «Красноярское управление лесами» (далее — Арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью «Троицкий лесхоз» заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Арендатор передает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з (далее - Договор) ООО «Троицкий лесхоз». Согласно лесной декларации от 20.10.2020 № использование лесов осуществлялось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании заготовки древесины ООО «Троицкий лесхоз», в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим Большекетского участкового лесничества КГБУ «Пировское лесничество» ФИО2, при участии государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО3, в присутствии представителя ООО «Троицкий лесхоз» ФИО4, надлежащим образом уведомленного о переносе сроков осмотра на ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр мест рубок расположенных в лесосеке №, в выделе №, квартале №, Большекетского участкового лесничества, Пировского лесничества, <адрес>. По результатам осмотра составлен акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщение о нарушении требований лесного законодательства №, согласно которым выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 4,35 га, что является нарушением требований пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Троицкий лесхоз» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 238812 руб. 39 коп., что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2021 год. Государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО5 в отношении ООО «Троицкий лесхоз» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Постановлением должностного лица КГКУ «Лесная охрана» - заместителя руководителя ФИО6 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Л® 154/54-2022, ООО «Троицкий лесхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
КГКУ «Лесная охрана» просит возложить на ООО «Троицкий лесхоз» устранить нарушения лесного законодательства, путем очистки мест рубок от порубочных остатков на площади 4,35 га в лесном участке, расположенном: лесосека №, выдел №, квартал №, Большекетское участковое лесничество, Пировское лесничество, <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» ФИО7 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, а также выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик ООО «Троицкий лесхоз» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом заказной корреспонденцией по адресу, указанному в исковом заявлении и сведений из выписки из ЕГРН, однако, конверт вернулся в адрес суда по истечении срока хранения.
В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункта 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя Из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодатель¬ство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на прин-ципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоро¬вительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприят¬ную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощи- тельного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресур¬сах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана за¬щита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в со¬ответствии с частью 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ осуществляется на осно¬вании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда.
Положения ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» коррелируют с положениями ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, между агентством лесной отрасли администрации <адрес> (далее — Арендодатель) и государственным предприятием <адрес> «Красноярское управление лесами» (далее — Арендатор) заключен договор аренды лесного участка сроком на 49 лет от ДД.ММ.ГГГГ №-з (далее - Договор), согласно которому Арендатор передает Арендатору лесной участок общей площадью № га, расположенный в <адрес>, Пировский, <адрес>ы, Пировское лесничество: Пировское участковое лесничество, в квартал №, Болынекетское участковое лесничество в кварталах №№, Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 143, Пировское сельское участковое лесничество, СПК им. Калинина, в кварталах №№, 13-15, 29-32 (л.д.7-13).
Между агентством лесной отрасли администрации <адрес> (далее — Арендодатель), государственным предприятием <адрес> «Красноярское управление лесами» (далее — Арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью «Троицкий лесхоз» заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Арендатор передает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з (далее - Договор) ООО «Троицкий лесхоз» (л.д. 14-15).
Согласно лесной декларации от 20.10.2020 № использование лесов осуществлялось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36).
По окончании заготовки древесины ООО «Троицкий лесхоз», в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим Большекетского участкового лесничества КГБУ «Пировское лесничество» ФИО2, при участии государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО3, в присутствии представителя ООО «Троицкий лесхоз» ФИО4, надлежащим образом уведомленного о переносе сроков осмотра на ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр мест рубок расположенных в лесосеке №, в выделе №, квартале №, Большекетского участкового лесничества, Пировского лесничества, <адрес>. По результатам осмотра составлен акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщение о нарушении требований лесного законодательства №, согласно которым выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 4,35 га, что является нарушением требований пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (л.д. 16-330.
В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Троицкий лесхоз» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 238812 руб. 39 коп., что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2021 год. Государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО5 в отношении ООО «Троицкий лесхоз» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д. 45-47).
Постановлением должностного лица КГКУ «Лесная охрана» - заместителя руководителя ФИО6 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Троицкий лесхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей (л.д.42-44).
Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Согласно Уставу КГКУ «Лесная охрана» учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в области лесных отношений.
Целями деятельности учреждения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства.
Для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом или ответчиком в арбитражном, третейском суда, судах общей юрисдикции соответствии с действующим законодательством РФ (п.1.4 Устава). В соответствии с пп. 3 п.2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ, ответчиком ООО «Троицкий лесхоз» в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что действия по размещению в лесах отходов производства и потребле¬ния, выраженные в неочистке мест рубок на площади 4,35 га, были произведены при наличии соответствующего разрешения.
Незаконными действиями ответчика ООО «Троицкий лесхоз», следствием которых явилось причинение вреда окружающей среде, нарушены интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ. В связи с чем, имеются правовые основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного вреда.
Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, выявленных нарушениях норм лесного законодательства со стороны ответчика, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ООО «Троицкий лесхоз» (№) устранить нарушения лесного законодательства, путем очистки мест рубок от порубочных остатков на площади 4,35 га в лесном участке, расположенном: лесосека №, выдел №, квартал №, Большекетское участковое лесничество, Пировское лесничество, <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, применяя положения п. 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к ООО «Троицкий лесхоз» о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение лесного законодательства удовлетворить.
Возложить на ООО «Троицкий лесхоз» (№) обязанность устранить нарушения лесного законодательства путем очистки мест рубок от порубочных остатков на площади 4,35 га в лесном участке, расположенном: лесосека №, выдел №, квартал №, Большекетское участковое лесничество, Пировское лесничество, <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Взыскать с ООО «Троицкий лесхоз» №) в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд <адрес> заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья Н.М. Елисеева
Решение в окончательной форме постановлено 21.03.2023 года.
Судья Н.М. Елисеева