Дело №
УИД 05RS0№-40
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
30 ноября 2023 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Алишиховой Ш.Д.,
с участием представителя истца Минстроя РД в лице Управления Государственного строительного надзора – Раджабова А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Минстроя РД в лице Управления Государственного строительного надзора к Яхьяевой У. М., об обязании осуществить консервацию незавершенного строительного объекта «Многофункциональный центр», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000090:19, по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Минстрой РД в лице Управления Государственного строительного надзора (далее Минстрой) обратилась с указанным иском в суд к Яхъяевой У.М. в обоснование приводя, что по результатам осуществления реализации Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД надзорных полномочий в области строительства установлено, что Яхьявой У. М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 05:48:000090:19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Яхьяевой У. М. получено разрешение на строительство объекта «Многофункциональный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданный «Отделом строительства и архитектуры администрации городского округа «<адрес>».
Проверкой, проведенной главным специалистом - экспертом отдела государственного строительного надзора Минстроя РД, результаты которой отражены в акте проверки № с прилагаемыми фотоснимками, выездом на место установлено, что в городе Каспийск по <адрес>, кадастровый номер земельного участка 05:48:000090:19 расположен объект «Многофункциональный центр», степень готовности которого составляет 5 %.
Срок разрешения истек, строительные работы на данном объекте не ведутся более шести месяцев. Строительная площадка не огорожена, не установлен паспорт объекта, возможен доступ посторонних лиц на территорию земельного участка.
Истец, с целью консервации объекта недвижимого имущества и полагая, что необходимо огородить строительную площадку для пресечения возможного травмирования граждан, обратился в суд с указанным иском.
В ходе судебного заседания представитель истца Минстроя РД – Раджабов А. просил удовлетворить иск в полном объеме по аналогичным основаниям изложенным в иске.
Ответчик – Яхъяева У.М., извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, о причинах неявки не известила, ходатайств о рассмотрении дела с ее участием не заявляла, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело без ее участия.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных выше обстоятельств и наличием в деле сведений о надлежащем извещении ответчика, и отсутствием возражений истца, суд, руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Положение части 1 статьи 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан» за Минстроем РД закреплены полномочия в сфере регионального государственного строительного надзора (далее - Положение).
Пунктом 22.6 Положения к полномочиям Министерства отнесены, в том числе, и полномочия касающиеся обращения в суды с заявлениями в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц в случаях нарушения ими законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Яхьявой У. М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 05:48:000090:19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком получено разрешение на строительство объекта «Многофункциональный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное разрешение на строительство выдано «Отделом строительства и архитектуры администрации городского округа «<адрес>».
Согласно Акту проверки №, проведенного главным специалистом-экспертом отдела государственного строительного надзора Управления государственного строительного надзора Минстроя РД – Гамзатовым А.А. установлено, что в городе Каспийск по <адрес>, кадастровый номер земельного участка 05:48:000090:19 расположен объект «Многофункциональный центр», степень готовности которого составляет 5 %.
Из представленного суду фотоматериала следует, что строительные работы на данном объекте не ведутся. Строительная площадка не огорожена, не установлен паспорт объекта, возможен доступ посторонних лиц на территорию земельного участка.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
На основании статьи 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимым вещам.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила №).
Пунктом 2 Правил № предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил №, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в ���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????
Согласно пунктам 4, 5 Правил № решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
Элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки. Согласно пункту 9 Правил № в состав работ по консервации объекта входят в том числе: а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий; г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние; д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта); е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки. Таким образом, ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 10 Правил № застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
В статье 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) указано, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В силу части 1 статьи 37 Технического регламента при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. По смыслу положений Технического регламента при приостановлении строительных работ застройщиком должно быть обеспечено приведение объекта и территории, используемой для возведения объекта (строительной площадки), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Иными словами, консервация объекта капитального строительства - это комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих.
Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (далее - СП 48.13330.2011), пунктом 4.8 которого предусмотрено, что строительство в соответствии с действующим законодательством ведется под контролем органов местного самоуправления и государственного строительного надзора. Для обеспечения такой возможности упомянутые органы должны быть заблаговременно извещены застройщиком (заказчиком) о сроках начала работ на строительной площадке, о приостановке, консервации и (или) прекращении строительства, о готовности объекта к вводу в эксплуатацию. Из пункта 6.2.3 СП 48.13330.2011 следует, что застройщик обеспечивает охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных 11 настоящими нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления. Согласно пункту 6.2.8 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных. Поскольку спорный объект расположен в границах населенного пункта - <адрес>, то на него распространяются требования пункта 6.2.2 Строительных норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СНиП 12-03-2001), согласно пункту 5 которого производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Это же правило содержится и в пункте 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03». 12 Согласно пункту 6.2.3. СНиП 12- 03-2001 места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70 - 75 градусов.