Дело №12-57/2022 11RS0004-01-2022-001105-79
РЕШЕНИЕ
25 мая 2022 года г.Печора
Судья Печорского городского суда Республики Коми, находящегося по адресу: г.Печора, ул. Спортивная д.44, Литвиненко С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» (далее ФГБУ «ВНИГНИ») на постановление начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. №... от 23.03.2022г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ», привлеченного к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
28.02.2022г. в отношении юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ» инженером по охране и защите леса (государственным инспектором по охране леса) ГУ «Печорское лесничество» Кирмишовым М.С. составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч.З ст. 8.32 КоАП РФ за совершение нарушения в условиях особого противопожарного режима в лесах на территории Республики Коми, введенного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2021 года №... (адм. материал).
Постановлением начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. №... от 23.03.2022г. юридическое лицо ФГБУ «ВНИГНИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа, в сумме 300 ООО рублей (л.д.4-6).
ФГБУ «ВНИГНИ» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, выражает несогласие с обжалуемым постановлением должностного лица Минприроды Республики Коми, приводит доводы о его незаконности и просит его отменить, а производство по делу прекратить или снизить размер штрафа (л.д.1-3).
Дело рассматривается в порядке ст. 25.2 КоАП РФ в отсутствие представителя юридического лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства (л.д.60), представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.62). дополнительно представили отзыв на возражения административного органа (л.д.63-65).
Дело рассматривается в отсутствие представителя административного органа, извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д.61).
Должностное лицо - начальник отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипов А.И. представил возражения на жалобу, в которых просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать (л.д.45-46).
Обсудив доводы жалобы, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, обозрев административный материал, судья приходит к следующему.
В силу п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
П. 11 ч.1 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) установлено, что осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.
В соответствии с ч.2 ст. 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417 (далее - Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр) лица, осуществляющие использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивают регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления отходами производства и потребления.
Согласно подпункту «д» пункта 21 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, лица использующие леса с предоставлением лесного участка, без предоставления лесного участка с установлением сервитута, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых обязаны осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2021 №220 на территории Республики Коми с 30.04.2021 установлен пожароопасный сезон (адм. материал).
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2021 №300 в лесах на территории Республики Коми установлен особый противопожарный режим (адм. материал).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности), пунктом 29 которых установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Из материалов дела следует, что между Минприроды Республики Коми и ФГБУ «ВНИГПИ» на срок с 20.10.2020 по 15.10.2021 заключен договор аренды лесного участка площадью 235,9951 гектаров для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых №... от 20.10.2020 на территории ГУ «Печорское лесничество», Канинское участковое лесничество (адм. материал).
Исходя из подпункта «з» пункта 3.4 Договора, Арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением к договору.
26.07.2021 на основании приказа ГУ «Печорское лесничество» от 25.06.2021 №... «О проведении патрулирования в июле 2021», проведено патрулирование территории лесного фонда Конецборского участкового лесничества, в ходе которого на территории выделов 11, 3, 4 квартала 95, выдела 11 квартала 98, выдела 6 квартала 67 Конецборского выявлено, что порубочные остатки не уложены в кучи, срубленные деревья не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю, оставленная на местах рубок древесина не отделена минерализованной полосой, что подтверждается Актом патрулирования территории лесного фонда №... от 26.07.2021, Актом о лесонарушении №...-к от 26.07.2021 (адм. материал).
ФГБУ «ВНИГНИ», являясь арендатором лесного участка, несет ответственность в случае нарушения требований лесного законодательства, в том числе Правил пожарной безопасности в лесах.
Судом отклоняются доводы заявителя, изложенные в жалобе, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения, поскольку под арендой понимается предоставление арендатору объекта права за плату во временное владение и пользование. В данном случае ФГБУ «ВНИГНИ» получило лесной участок по передаточному акту, внесло арендные платежи. Следовательно, ФГБУ «ВНИГНИ», является пользователем леса, обязанным соблюдать условия договора аренды.
Ответственность за совершение лесонарушения несет природопользователь, которому участок лесного фонда передан в аренду, а не организации, осуществляющие работы по контрактам, договорам подряда или иным договорам.
Подпунктом «3» пункта 3.4 договора аренды лесного участка от 20.10.2020 предусмотрено, что именно ФГБУ «ВНИГНИ», как арендатор обязано осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением к договору.
Доказательств контроля за работой организаций, привлекаемых к осуществлению работ, и за соблюдением пожарной безопасности в лесах ФГБУ «ВНИГНИ» не представлено.
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается письменными материалами дела, которые у суда сомнений не вызывают.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 и ст. 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ» должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ как нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Указание на странице 3 протокола санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ суд признает, как техническую описку, не влияющую на квалификацию вмененного правонарушения. В протоколе имеется ссылка на Постановление Правительства Республики Коми об установлении особого противопожарного режима, поэтому указание на часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ является обоснованной. Уведомлением от 01.02.2022 (исх.№...) юридическое лицо приглашалось на составление протокола именно по ч.3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФГБУ «ВНИГНИ» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в соответствии с договором аренды в материалах дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения ФГБУ «ВНИГНИ» условий договора аренды в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Юридическое лицо могло предусмотреть использование лесного участка с вывозкой древесины и порубочных остатков во избежание нарушения или принять иные возможные меры по соблюдению требований законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в
соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может
составлять менее половины минимального размера административного штрафа,
предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи
раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая финансовое положение юридического лица, а также принимая во
внимание степень общественной опасности и характер совершенного правонарушения,
учитывая тот факт, что на 13.08.2021 выявленные нарушения были устранены, отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены, считаю возможным изменить назначенное постановлением по делу об административном правонарушении от в отношении юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ» наказание, заменив сумму штрафа 300 000 рублей на штраф в размере 150 000 рублей, так как полагаю, что в данном случае указанная сумма штрафа будет соответствовать характеру совершенного правонарушения и цели административного наказания.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно- исследовательский геологический нефтяной институт» на постановление начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. №... от 23.03.2022г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ», привлеченного к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст. 8.32 КоАП РФ, удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. №... от 23.03.2022г. о привлечении юридического лица ФГБУ «ВНИГНИ» к административной ответственности по ч.З ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части примененного административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, заменив его на административный штраф в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - С.К. Литвиненко