УИД 18RS0001-01-2022-000168-61
12-95/2022
Р Е Ш Е Н И Е
город Ижевск | 15 апреля 2022 года |
Судья Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики Яхин И.Н., при секретаре судебного заседания Габбасовой Г.А,, рассмотрев в судебном заседании жалобы должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаева А. Ч. на постановление №44 от ДД.ММ.ГГГГ, на постановление №45 от ДД.ММ.ГГГГ, на постановление №46 от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенные должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлениями и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. по делам об административном правонарушении №44 от ДД.ММ.ГГГГ, №45 от ДД.ММ.ГГГГ, №46 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Каждым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Мирзаходжаев А.Ч., не согласившись с указанными постановлениями, обратился в суд с жалобами, мотивируя тем, что нормы трудового законодательства обязывают работодателя произвести выплату заработной платы, отсутствие счета работника не является основанием для освобождения работодателя от исполнения трудового законодательства; данных о повторности правонарушения не имеется; имеется необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, просил признать постановления недействительными, изменить наказание на предупреждение.
Податель жалобы Мирзаходжаев А.Ч. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Ижевска от 15.04.2022 жалобы по делам № 12-95/2022, № 12-96/2022 и № 12-97/2022, находящиеся в производстве судьи Яхина И.Н., объединены в одно производство.
Изучив доводы жалоб, будучи не связанным с доводами, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «а, б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ) к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Из положений подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ следует, что к резидентам относятся, кроме прочих, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
В подпункте «а» пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ предусмотрено, что к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а, б» пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, лица без гражданства являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом-резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 1 части 2).
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Однако возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 20 июля 2021 года № 1664-О указал на сложившуюся единообразную практику толкования и применения положений валютного законодательства о недопустимости выплачивать заработную плату нерезидентам наличными денежными средствами.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения инспекцией проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО «КАРАВАН» установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в следующем.
По результатам анализа представленных ООО «КАРАВАН» справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных обществом письмом № от 20.04.2021г. в ответ на запрос Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в обществе на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики <данные изъяты> - нерезидент Пиров Б. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина № дата выдачи документа 01.01.2014г., ИНН № Место работы: <адрес>; на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена гражданка Республики <данные изъяты> - нерезидент Саримсокова М. Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 15.09.2015г., ИНН №. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики <данные изъяты> - нерезидент Сотвалдиев Х. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 13.02.2015г., ИНН №. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики <данные изъяты> - нерезидент Нарзиллоев С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 04.02.2014г., ИНН №. Место работы: <адрес>.
Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (Управление по вопросам миграции), данные иностранные граждане не имеют вида на жительство.
В рамках трудового договора ООО «КАРАВАН» исполняло свои обязательства по выплате заработной платы работникам, которые являются нерезидентами - Саримсоковой М.Э., Сотвалдиеву Х.К., Нарзиллоеву С.С., Пирову Б.Б., наличным расчетом, минуя уполномоченный банк, что подтверждается соответствующими платежными ведомостями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении Мирзаходжаева А.Ч. подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнений, а именно: протоколами об административном правонарушении, трудовыми договорами, платежными ведомостями и другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно материалам руководителем ООО «КАРАВАН» являлся Мирзаходжаев А.Ч.
В силу положений постановления Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
Следовательно, руководитель общества ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч., являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, распоряжался денежными средствами общества, в том числе в части выплаты заработной платы работникам.
Руководитель общества Мирзаходжаев А.Ч. является единоличным исполнительным органом общества, осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, не только имеет право первой подписи финансовых документов, но и несет ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей другими должностными лицами, является законным представителем юридического лица, имеющим право представлять интересы общества без доверенности.
Таким образом, установленное свидетельствует о том, что Мирзаходжаев А.Ч. как руководитель ООО «КАРАВАН» в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допустил совершение обществом незаконных валютных операций по выплате заработной платы иностранным гражданам нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке, за что частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
При указанных обстоятельствах, действия Мирзаходжаева А.Ч. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление принято уполномоченным должностным лицом, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Совокупность установленных административным органом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО «КАРАВАН» включено в реестр субъектов малого предпринимательства.
Материалы дела не содержат доказательств того, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности.
Требования ч.2 ст.3.4 КоАП РФ выполняются.
С 06.04.2022 вступил в действие Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5 следующего содержания: «Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.».
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что вышеуказанные изменения КоАП РФ улучшают положение заявителя и материалы дела не содержат доказательств исполнения оспариваемых постановлений, то ч.5 ст.4.4 КоАП РФ имеет обратную силу и подлежит применению к заявителю.
Поскольку оспариваемыми постановлениями заявитель привлечен к ответственности за правонарушения, выявленные при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, то заявителю следует назначить административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, которое он совершил впервые, следовательно, на основании ст.4.1.1 КоАП РФ, заявителю следует назначить административное наказание в виде предупреждения.
Учитывая изложенное, оспариваемые постановления подлежат изменению в части назначенного заявителю наказания.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановления и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. №44, №45, №46 от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаева А. Ч. изменить в части размера назначенного административного наказания.
Назначить должностному лицу - генеральному директору «КАРАВАН» Мирзаходжаеву А. Ч. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР или непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Судья | И.Н. Яхин |