РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 13 октября 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1423/2021 по административному иску акционерного общества «Тон-Авто» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Тон-Авто» (далее также АО «Тон-Авто», общество, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанных выше объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика земельного налога, исчисляемой из кадастровой стоимости участка.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
Представитель административного истца по доверенности – Вяльцева М.В., в судебное заседание не явилась, представила суду письменные уточненные требования, в которых просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, № равной их рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованных лиц - ГБУ СО "ЦКО", администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования АО «Тон-Авто» подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объектах недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 14 355 +/- 42 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: открытые и закрытые автостоянки для хранения транспортных средств, объекты по продаже автомобильного транспорта, в том числе автосалоны, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 623 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: обслуживание автотранспорта (4.9), расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные выше объекты недвижимости принадлежат на праве собственности АО «Тон-Авто», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 16.05.2021.
В соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2020 определена:
- для объекта с КН № в размере 8 979 788,04 рубля;
- для объекта с КН № в размере 47 563 139,25 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.05.2021.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Административный истец, будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком земельного налога, зачисляемых в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления земельного налога на имущество является кадастровая стоимость земельных участков.
Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование требований административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости от 03.06.2021 № № подготовленный ООО «Центр экспертизы и оценки».
Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами №, №, итоговая величина рыночной стоимости которых, определенная сравнительным подходом, по состоянию на 01.01.2020 составила:
- 12 597 948 рублей для объекта с КН №,
- 2 582 291 рубль для объекта с КН №.
В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица – администрации городского округа Тольятти Самарской области рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, определенная в Отчете об оценке, оспаривалась. Судом удовлетворено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Из заключения эксперта ООО «Логика» от 22.09.2021 следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2020 составляет:
- 15 173 235 рублей для объекта с КН №;
- 2 767 265 рублей для объекта с КН №.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что оно базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Эксперт верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объекты оценки.
Экспертом дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей их расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на их стоимость, в связи с чем сделано обоснованное заключение об использовании сравнительного подхода к оценке указанных земельных участков. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки, со ссылками на методическую литературу, обосновывающими размер введенных корректировок.
В заключении представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, анализ сегмента рынка земельных участков, к которому относятся объекты оценки, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость объектов оценки.
Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации. Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о назначении повторной и дополнительно экспертизы сторонами по делу не заявлено. Административным истцом уточнены административные исковые требования в соответствии с заключением экспертизы.
Таким образом, суд полагает установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы, удовлетворив административные исковые требования.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения АО «Тон-Авто» с заявлением в суд является 27.07.2021, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск акционерного общества «Тон-Авто» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14 355 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: открытые и закрытые автостоянки для хранения транспортных средств, объекты по продаже автомобильного транспорта, в том числе автосалоны, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 15 173 235 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 623 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: обслуживание автотранспорта (4.9), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 767 265 рублей.
Датой обращения АО «Тон-Авто» заявления в суд считать 27.07.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.10.2021
Судья Т.Е. Лёшина