Дело №
УИД 12RS0№-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ07 февраля 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Д. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить социальную пенсию по потере кормильца,
Установил:
Кудряшов Д.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако решением № ему было отказано в связи с тем, что не подтвержден факт нахождения на иждивении отца Ф.И.О. на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает отказ незаконным, поскольку его отец Ф.И.О. осуществлял его содержание, он получал от отца помощь, которая носила для истца постоянный характер, а именно, ежемесячно, начиная с момента начала обучения 2019 года и до дня смерти отца, и являлась для него основным источником средств к существованию. На денежные средства, которые истец получал от осуществления трудовой деятельности в ООО «ВБ Восток» в период с января 2022 года по июль 2022 года, прожить не представлялось возможным, получаемый им доход от трудовой деятельности был небольшим.
Кудряшов Д.С. просит суд с учетом уточнения признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязать назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кудряшов Д.С., его представитель – адвокат Щекочихин В.Ю. (по ордеру) заявленные требования поддержали, суду пояснил соответствующее изложенному в исковом заявлении. Дополнили, что пенсию по потере кормильца просят назначить с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку до указанного момента у истца были каникулы.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Гусаков А.Ю. (по доверенности) исковые требования не признал, суду пояснил соответствующее изложенному в возражении на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы выплатного дела Кудряшова Д.С., данного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в том числе условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, и порядок ее назначения определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).
Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Судом установлено, что Кудряшов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Ф.И.О., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9).
Согласно справке ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный колледж» от ДД.ММ.ГГГГ № Кудряшов Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается по очной форме обучения за счет средств бюджета по направлению подготовки (специальности) ДД.ММ.ГГГГ Сварочное производство по основным образовательным программам ППССЗ – бюджет. Предполагаемая дата окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов Д.С. обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца по причине: не подтвержден факт нахождения на иждивении отца Ф.И.О. на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Согласно справке ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Волжска и Волжского района» № от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов Д.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состоял, пособие по безработице не получал (л.д.11).
Из справки о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кудряшов Д.С. в 2022 году (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль) работал в ООО «ВБ Восток», общая сумма дохода без вычета налога составила 36644,36 рубля, среднемесячный доход составил 4580,55 рублей.
Свидетель Ф.И.О. (брат истца), Ф.И.О. (сестра истца), Ф.И.О. (мать истца), Ф.И.О. (сосед истца) пояснили в суде, что Ф.И.О. получал пенсию по инвалидности 12000 рублей, имел дополнительный доход с заготовки веников 25000 рублей, а также охраны карьера, коровника 5000 рублей. За счет указанных средств он материально содержал своего сына Кудряшова Д.С., который обучался в колледже, жил в г.Волжск, снимал квартиру.
В судебном заседании установлено, что Кудряшов Д.С. ежемесячно с момента начала обучения с 2019 года получал от своего отца Ф.И.О. до дня смерти отца материальное содержание, которое значительно превышало его доходы. Ф.И.О. оказывал истцу содержание, которое являлось для него постоянным и основным источником средств к существованию. В связи с чем у истца имеются основания для получения пенсии по потере кормильца.
Таким образом, исковые требования Кудряшова Д.С. подлежат удовлетворению.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Кудряшов Д.С. обратился за назначением пенсии по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию по случаю потери кормильца возникло с ДД.ММ.ГГГГ (со дня смерти Ф.И.О.), соответственно, пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом признанных обоснованными требования с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Кудряшова Д. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить социальную пенсию по потере кормильца удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кудряшову Д. С. в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл назначить Кудряшову Д. С. социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РМЭ в пользу Кудряшова Д. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Глухова
Решение принято в окончательной форме 14 февраля 2023 года