Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2246/2023 ~ М-1278/2023 от 27.02.2023

11RS0№__-80 Дело № 2-2246/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте РК 25 апреля 2023 года гражданское дело по иску И. М. И. к ООО «Акваград» о перерасчете платы за холодное водоснабжение, возложении обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение, взыскании денежных средств по оплате коммунальной услуги, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Иванова М.И. обратилась в суд с иском к ООО «Акваград» о перерасчете платы за холодное водоснабжение за период с декабря 2020 года по январь 2023 года путем аннулирования начислений платы за холодное водоснабжение по адресу: ____; возложении обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение с 01.02.2023 и до приведения качества холодной воды на узле ввода в ____ в ____ в соответствие с требованиями санитарного законодательства; взыскании денежных средств, уплаченных за холодное водоснабжение за период с декабря 2020 года по январь 2023 года в размере 5565,15 руб.; взыскании компенсации морального вреда 15 000 руб.; штрафа за нарушение прав потребителей. В обоснование исковых требований указала, что ресурсоснабжающей организацией по предоставлению холодного водоснабжения является ООО «Акваград». На протяжении всего времени ей предоставлялась холодная вода ненадлежащего качества, которая имела показатели не соответствующие СанПиН 2.1.4.1074-01 по мутности, цветности и содержанию железа. Решением Интинского городского суда по делу № 2-1953/2016 и № 2-391/2021 доказано предоставление ответчиком холодного водоснабжения ненадлежащего качества в г. Инта Республики Коми. Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения указанного решения в полном объеме.

Определением суда от 03.03.2023 к участию в качестве третьего лица привлечена Администрация МО ГО «Инта».

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования не признал, указал, что не имеет собственных систем ХВС, эксплуатирует и обслуживает системы, принадлежащие Администрации МО ГО "Инта" и ОАО "Интаводоканал". Данное имущество не позволяет осуществлять поставку воды, соответствующую требованиям СанПиН. Для доведения воды до нормативов необходима установка систем водоподготовки, которая должна проводиться силами Администрации МО ГО "Инта" за счет бюджетов всех уровней. Для обеспечения соответствия гигиеническим нормативам качества питьевой воды обязательным нормам и правилам был разработан и утвержден План мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории МОГО «Инта» в соответствие с установленными требованиями на период с 2016 года по 2029 год организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение. План мероприятий утвержден Администрацией МОГО «Инта» и согласован с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми. ООО «Акваград» в пределах своих финансовых средств и возможностей предпринимаются все необходимые меры, направленные на улучшение качества питьевой воды, поставляемой потребителям для исполнения вышеуказанного решения суда и Плана мероприятий. План мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории МОГО «Инта» в соответствие с установленными требованиями на период с 2016 года по 2029 год организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, утвержден 08 декабря 2015 года. ООО «Акваград» осуществляет производственную деятельность с 01 октября 2019 года. В соответствии с Планом мероприятий, ежегодно, в рамках подготовки объектов к ОЗП, проводятся мероприятия по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопровода. По Плану мероприятий ООО «Акваград» выполнены следующие мероприятия: В 2019 году ООО «Акваград» были выполнены работы по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопроводов протяженностью 909 м. По пункту 1.3 Плана: В 2020 году ООО «Акваград» были выполнены работы по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопроводов протяженностью 2804,2 м. В 2021 году были выполнены работы по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопроводов протяженностью 2789,57 м., В 2022 году выполнены аналогичные работы протяженностью 1847,5м. Кроме этого, в 2021 году были выполнены работы по замене запорной арматуры и стальных трубопроводов на пластиковые протяженностью 1395 м на сумму 2 681 559,65 руб. В рамках подготовки к ОЗП 2020-2022 годы производится промывка и дезинфекция систем водоснабжения. По пункту 2.2 Плана: В настоящее время на насосной станции 2 подъёма пгт. Верхняя Инта введена в эксплуатацию станция водоподготовки (Акт ввода в эксплуатацию прилагается). Продолжаются пуско-наладочные работы для доведения воды до питьевого качества, вода очищается. Жалобы со стороны потребителей пгт. В.Инта отсутствуют. По пункту 2.3 Плана: В мкр. Южный, на территории насосной станции 2-го подъема, введена в эксплуатацию станция водоподготовки, приобретённая Администрацией МОГО «Инта»; вода после очистки соответствует санитарным нормам (протоколы исследования прилагаются). По остальным (скважинам) подземным водозаборам (пст. Юсьтыдор и совхоз Б. Инта), Администрацией МОГО «Инта», совместно с ООО «Акваград», в настоящее время решается вопрос по приобретению станций водоподготовки. Для улучшения качества подаваемой воды в централизованной системе водоснабжения (подача в городские сети) ООО «Акваград» выполнены следующие работы. Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми утверждена инвестиционная программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2021 по 31.12.2023, которая предусматривает график и перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и модернизации объектов центральных систем холодного водоснабжения и водоотведения (копия прилагается). Между ООО «Акваград» и Администрацией МОГО «Инта» заключено концессионное соглашение, которое предусматривает реконструкцию сетей водоснабжения протяженностью 2 405,6 м. на сумму 21 897 000,90 рублей в период с 2022 года по 2024 год. ООО «Акваград» в 2021 году выполнены работы по закупке и замене хлораторных установок на сумму 758 188 руб. ООО «Акваград» в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулярно осуществляет санитарно-эпидемиологический и производственный контроль качества питьевой воды на основании «Рабочей программы исследования воды водоисточника, обработанной питьевой воды и воды в сети на период 2019-2024 г.г.» и «Перечня точек отбора проб воды водоисточников и воды, подаваемой в сеть», согласованных с Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми. По результатам испытаний установлено, что поставляемая холодная вода безопасна в эпидемиологическом отношении. Вода, подаваемая из подземного водоисточника, проходит обеззараживание, путем хлорирования. Безопасность воды подтверждена также гигиенической оценкой, произведенной ФБУН «СЗНЦ Центр гигиены и общественного здоровья». Часть 9 статьи 23 Закона о водоснабжении допускает организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требования на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. За период с октября 2019 года и по настоящее время потребитель использовал полученную воду и не отказывался от ее потребления ввиду ненадлежащего качества вплоть до обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности. Заявление истца не содержит доказательств, подтверждающих предоставление в жилое помещение истца водоснабжения ненадлежащего качества и нарушения ООО «Акваград» законодательства «О защите прав потребителей». Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребителем не соблюдена, что является основанием для отказа в заявленных требованиях по перерасчету платы по коммунальным услугам за период с октября 2019 года по дату вынесения решения путем аннулирования начислений. Учитывая отсутствие альтернативных источников снабжения питьевой водой и осуществления ООО «Акваград» Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды от года, а также предусмотренных пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении допущений ухудшений качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на срок реализации плана мероприятий, на ООО «Акваград» не может быть возложена обязанность произвести перерасчет платы за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению. Удовлетворение исковых требований приведет к негативным экономическим последствиям для ресурсоснабжающей организации, что ставит под угрозу выполнение инвестиционных мероприятий концессионного соглашения, заключенного сроком на 10 лет, а также выполнение мероприятий по улучшению качества подаваемой воды. Убыточность предприятия приведет к несостоятельности (банкротству). Истцы не обосновали свои физические и нравственные страдания, не представили доказательств причинения им морального вреда. Истцами не представлено доказательств фактического проживания в г. Инте и пользования услугами холодного водоснабжения. Просит снизить размер компенсации морального вреда. Ходатайствует о применении срока исковой давности. Ответчик не обязан возвращать истцам уплаченные суммы, в случае перерасчета данные суммы подлежат зачету в счет будущих периодов. Средние уровни показателей проб питьевой воды за февраль, март 2021 г. март, апрель 2022 г. соответствовали требованиям законодательства, за указанные месяцы на ответчика не может возлагаться обязанность производить перерасчет платы. В остальные месяцы вода является условно доброкачественной, поскольку не соответствует нормативам только по показателю «цветность». Ходатайствует о привлечении к участию в деле территориального органа Роспотребнадзора, Комитета Республики Коми по тарифам, администрации МО ГО «Инта», Комитета Республики Коми по тарифам.

Ходатайства о привлечении к участию в деле территориального органа Роспотребнадзора, Комитета Республики Коми по тарифам и Администрации МО ГО «Инта» отклонены судом. Указанные лица не являются участниками спорных правоотношений, не заинтересованы в исходе настоящего дела, в связи с чем не являются лицами, подлежащим обязательному привлечению к участию в настоящем деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ____ находится в пользовании Ивановой М.И. по договору социального найма (л.д. 10). В данном жилом помещении зарегистрирована и проживает Иванова М.И.

ООО «Акваград» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории г. Инты с 01.10.2019 на основании постановления Администрации МО ГО "Инта" от 26.08.2019 № 8/1156.

Согласно выписке по финансово-лицевому счету на оплату услуг ООО «Акваград» истец своевременно и в полном объеме оплачивала услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ответчиком.

В соответствии с пунктом 20 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую воду установленного качества.

Правила перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила № 354).

Пунктом 98 Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 2 Приложения № 1 установлено, что холодная вода по составу и свойствам должна постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства не допускается. При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Согласно таблице 4 показатель цветности воды по нормативу не может составлять более 20 градусов.

Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2). Согласно таблице 2 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/дм3.

Данный СанПиН действовал до 01.03.2021.

С 01.03.2021 СанПиН 2.1.4.1074-01 утратил силу, с указанной даты действует СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Указанным СанПиНом предусматриваются аналогичные требования к качеству питьевой воды по показателям цветности, содержанию железа.

В обоснование своих доводов о ненадлежащем качестве холодного водоснабжения истец ссылается на решения Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2016 по делу № 2-1953/2016, от 12.01.2021 по делу № 2-62/2021.

В период с 01.12.2015 по 01.10.2019 ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории г. Инты, являлся ООО "Водоканал" на основании постановления Администрации МО ГО "Инта" 03.11.2015 № 11/3046 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городского округа "Инта".

В 2016 г. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Воркуте обратился в Интинский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Водоканал" об устранении нарушений санитарного законодательства. Решением Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2016 по делу № 2-1953/2016 исковые требования удовлетворены, ООО "Водоканал" обязано прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации: обеспечить доведение качества холодной питьевой воды городского водопровода до нормативных значений СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям: мутность, цветность, железо; обеспечить доведение качества холодной питьевой воды водопровода пгт. Верхняя Инта до нормативных значений СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям: мутность, цветность – в срок до 01.10.2017. Решение вступило в законную силу 02.08.2016.

Указанным решением установлено, что исследованная проба воды холодной перед поступлением в распределительную сеть (объект отбора пробы - г. Инта, ООО «Водоканал», головные сооружения) по цветности, мутности не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями). Результат исследования: по цветности - более 70 град. при гигиеническом нормативе не более 20 град.; по мутности - более 5,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм3.

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2016 по делу № 2-1953/2016 не было исполнено, 27.11.2020 исполнительное производство окончено в связи с признанием должника несостоятельным (банкротом).

С 01.10.2019 гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО ГО "Инта" является ООО «Акваград», который продолжает работать на тех же сетях и оборудовании, что и ООО "Водоканал".

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 12.01.2021 по делу № 2-62/2021 на администрацию МОГО "Инта" возложена обязанность в срок до 01.07.2021 организовать водоснабжение населения с использованием центральной системы холодного водоснабжения МОГО "Инта", соответствующее обязательным нормам и правилам, в том числе СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; на ООО "Акваград" возложена обязанность в срок до 31.12.2021 обеспечить соответствие гигиеническим нормативам качества питьевой воды по величине цветности, мутности, содержанию железа, бора, аммиака, марганца, подаваемой с водозаборных сооружений в распределительную сеть централизованной системы холодного водоснабжения согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29.03.2021 № 33-1757/2021 указанное решение оставлено без изменения.

Указанное решение вынесено по иску прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем суд находит указанное решение имеющим преюдициальное значения для настоящего дела.

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу № 2-391/2021 ООО «Акваград» обязано в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение санитарного законодательства РФ, а именно: привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на водозаборных сооружениях ООО «Акваград» г. Инта (подача в городские сети, в том числе в жилые дома г. Инта) по показателям «цветность» и «общее железо».

В качестве доказательств по делу № 2-391/2021 оценивались материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Акваград» № 5-706/2020. В решении указано, что согласно экспертному заключению № 1561/2020/204/01 от 17.11.2020 исследованный образец холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, отобранный на водозаборных сооружениях ООО «Акваград» г. Инты (подача в городские сети, в том числе в жилые дома г. Инты) по органолептическому показателю цветность (результат более 700 при нормативном показателе не более 200), по санитарно-химическому показателю железо (результат с учетом погрешности 0,79 мг/дм3, при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3) не соответствует требованиям таблицы 2, таблицы 4, п.3.4.1, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями), п. 555 раздела II ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями). Постановлением Интинского городского суда от 21.12.2020 № 5-706/2020, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда РК от 17.02.2021 № 12-68/2021, ООО «Акваград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Одним из доказательств по делу об административном правонарушении явилось экспертное заключение № 1561/2020/204/01 от 17.11.2020.

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу № 2-391/2021 принято по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к ООО «Акваград» в интересах неопределенного круга лиц (в том числе и в интересах истца), в связи с чем суд признает указанное решение имеющим преюдициальное значение для данного дела. Указанным решением установлен факт ненадлежащего качества холодной воды, поставляемой в городские сети г. Инты, в том числе в жилые дома.

Также в материалах дела имеются направленные Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес Администрации МО ГО "Инта" и ООО «Акваград» в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ уведомления о том, что средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки (перед поступлением в распределительную сеть), отобранные в 2019, 2020, 2021 гг., не соответствуют нормативам качества питьевой воды, в том числе в городском водопроводе (распределительная сеть, головные водозаборные сооружения) по показателям цветности и содержанию железа.

Таким образом, на основании вышеперечисленных судебных актов, а также средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки за 2019, 2020, 2021 гг. суд находит доказанным, что предоставляемый ответчиком коммунальный ресурс – холодная (питьевая) вода не соответствует обязательным требованиям на территории всего г. Инты при выходе в распределительную сеть после водоподготовки. Суд полагает, что можно считать доказанным, что ООО «Акваград» поставляет холодную воду ненадлежащего качества с момента начала своей деятельности в качестве гарантирующего поставщика – с 01.10.2019, поскольку решением Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2016 по делу № 2-1953/2016 было установлено, что вода, поставляемая ООО "Водоканал" в распределительную сеть города, не соответствует установленным требованиям. Указанное решение не было исполнено. ООО «Акваград» работает на тех же сетях и оборудовании, что и ООО "Водоканал". Указанные сети и оборудование переданы ООО «Акваград» для осуществления деятельности Администрацией МО ГО "Инта" и ОАО "Интаводоканал". Ответчик прямо указывает в отзыве, что не имеет собственных систем и оборудования.

Суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истцом не соблюден порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленный Правилами от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с пунктами 105 – 110 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. Работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

В соответствии с п. 112 указанных Правил период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения.

Указанный порядок установлен для перерасчета платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, который обязан производить исполнитель во внесудебном порядке.

При рассмотрении спора в судебном порядке потребитель вправе представлять любые доказательства в подтверждение факта и периода предоставления ему услуг ненадлежащего качества.

Суд полагает, что вышеперечисленных доказательств, в том числе вступивших в законную силу судебных постановлений по делам № 2-1953/2016, 2-62/2021, № 2-391/2021, № 5-706/2020 достаточно для подтверждения факта предоставления ответчиком услуг ненадлежащего качества. Поскольку указанными решениями установлено, что холодная вода при поступлении в распределительную сеть всего города не соответствует обязательным требованиям, то отсутствует необходимость отдельно подтверждать, что холодная вода, поставляемая в квартиру истца, также не соответствует предъявляемым требованиям. Ответчиком не представлено ни одного документа, подтверждающего прекращение периода поставки холодной воды ненадлежащего качества.

Решения по делам № 2-62/2021, 2-391/2021 до настоящего времени не исполнены, что ответчиком не отрицается. То есть период предоставления истцу услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества продолжается по настоящее время.

Тот факт, что ответчик производит работы по замене трубопроводов, иные ремонтные работы, не освобождает его от обязанности предоставлять потребителям холодную воду надлежащего качества. Ответчик как исполнитель услуги холодного водоснабжения, в любом случае обязан содержать в надлежащем состоянии, своевременно ремонтировать эксплуатируемые сети и оборудование. Приобретение хлораторных установок не влияет на цветность воды и содержание в ней железа. Установка новых станций водоподготовки в пгт. В. Инта и п. Южный не повлияла на качество холодной воды, подаваемой на территории г. Инты (так называемой центральной части), в том числе в квартиру истцов. В то же время тот факт, что ответчику удалось привести в надлежащее состояние воду в указанных поселках, свидетельствует о том, что технически возможно очистить до надлежащего состояния и воду в городе.

Также не опровергают выводов суда о несоответствии воды установленным требованиям и доводы ответчика о том, что поставляемая им вода безопасна по микробиологическим показателям, что отсутствует вред здоровью потребителей. Несоответствие качества воды даже по одному из контролируемых показателей и всего лишь при превышении нормативов более чем на величину допустимой ошибки метода определения уже позволяет потребителю требовать перерасчета платы вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. В данном случае холодная вода не соответствует нормативам, как правило, по двум показателям – цветности и содержанию железа. При этом по указанным показателям отступление от нормативов в большинстве случаев многократное (в отдельные месяцы – до 10 раз).

Тяжелое финансовое положение не освобождает ответчика от ответственности за ненадлежащее качество предоставляемых им услуг. Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющий предпринимательскую деятельность на свой риск. Он не вправе ссылаться на свое финансовое положение как на основание для неисполнения своих обязательств.

Соответствие установленным требованиям среднемесячных результатов измерений питьевой воды перед подачей в сеть за отдельные месяцы 2021, 2022, 2023 гг. не является основанием для отказа в перерасчете платы за спорный период.

Согласно пункту 75 СанПиНа 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: …превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Таким образом, соответствие нормативам среднемесячных результатов измерений за отдельные месяцы не позволяет признать подаваемый ответчиком коммунальный ресурс качественным, поскольку во все остальные месяцы спорных периодов среднемесячные результаты значительно (в несколько раз) превышали установленные требования, при этом среднегодовые результаты за 2019, 2020, 2021, 2022 гг. также не соответствовали установленным нормативам.

Кроме того, поскольку основными доказательствами по данному делу суд признает вступившие в силу решения суда о несоответствии качества воды установленным требованиям, то допустимым доказательством приведения качества воды в надлежащее состояние должны являться постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительных производств фактическим исполнением. Таких доказательств ответчиком не представлено.

Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о перерасчете платы за прошлый период и о взыскании сумм, уплаченных за холодное водоснабжение ненадлежащего качества.

Ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности. В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года. Согласно ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно почтовому штемпелю, истец обратилась в суд 22.02.2023. Соответственно, ею не пропущен срок по требованиям о перерасчете платы за ХВС за период с декабря 2020 года по январь 2023 года. Требования о перерасчете платы за ХВС и взыскании уплаченных денежных сумм за период с 01.12.2020 по 31.01.2023 подлежат удовлетворению.

Истец просит возложить на ответчика обязанность не начислять плату за холодное водоснабжение с даты вынесения решения суда. Из выписки из лицевого счета усматривается, что плата за холодное водоснабжение начисляется ответчиком по настоящее время. Соответственно, на ответчика следует возложить обязанность аннулировать уже начисленные суммы до 01.03.2023.

Всего за период с 01.12.2020 по 31.01.2023 истцом уплачено за холодное водоснабжение 3762,73 руб. Указанная сумма подлежит возврату истцам на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ. В части взыскания остальной суммы следует отказать, так как применен срок исковой давности.

Доводы ответчика о том, что уплаченные суммы не подлежат возврату и подлежат зачету в счет будущих платежей, являются несостоятельными, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Истец выбрал способ защиты в виде возврата сумм, уплаченных за некачественные услуги.

Требования о возложении на ответчика обязанности не начислять плату по строке «холодное водоснабжение» до момента приведения качества воды на узле ввода в дом в соответствие с требованиями действующего законодательства судом отклоняются.

В соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми 02.03.2023 утвержден План мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории МО ГО "Инта" в соответствие с установленными требованиями на период с 2023 года по 2029 год. Также Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми 02.03.2023 для ООО «Акваград» согласованы временные отклонения от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям по показателю цветности не более 40 гр, по показателю железо общее до 0,76 мг/куб.дм до 31.12.2023.

Поскольку на настоящий момент имеются согласованные отклонения от гигиенических нормативов, на ответчика не может быть возложена обязанность не начислять плату за ХВС в будущем. Вопрос о перерасчете платы может решаться только по факту предоставления услуг, не соответствующих требованиям нормативных актов, только в те периоды, когда вода по качеству отклонялась более чем на согласованные пределы.

На основании статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом установлено, что ответчик предоставляет истцу услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, то в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Таким образом, при установленном факте нарушения прав потребителей наличие нравственных страданий потребителя презюмируется. Исходя из характера нарушения – предоставление истцу холодного (питьевого) водоснабжения очень плохого качества (степень отклонения от нормативов многократная) суд полагает, что нравственные страдания истца очевидны и не нуждаются в специальном доказывании. Некачественная вода создает бытовые неудобства, невозможность использования ее по назначению (в качестве питьевой), неприятные ощущения при ее использовании в гигиенических целях, опасения за свое здоровье.

Учитывая длительность нарушения прав истца путем предоставления ей услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, значительное (многократное) отступление качества воды от установленных нормативных требований, суд считает соразмерной нравственным страданиям истца компенсацию морального вреда в размере 8 000 руб. В остальной части суд находит требования о взыскании компенсации морального вреда необоснованно завышенными.

На доводы ответчика (со ссылками на исследовательскую работу ФБУН «СЗНЦ Центр гигиены и общественного здоровья») об отсутствии вреда для здоровья населения суд считает необходимым указать, что если бы имелись доказательства того, что ненадлежащее качество холодной воды причиняет вред здоровью истца, то компенсация морального вреда была бы многократно выше.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, …) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу Ивановой М.И., составляет (8 000 + 3762,73 руб.) х 0,5 = 5881,37 руб.

Оснований для уменьшения штрафа суд не усматривает.

В пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018) разъяснено, что применение ст. 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки, штрафа является допустимым. Помимо самого заявления о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства, ответчик в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие такую несоразмерность.

Ответчик не представил доказательств, подтверждающих несоразмерность штрафа последствиям нарушения обязательства.

Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО «Акваград» (ИНН 1105024466, ОГРН 1171101007560) обязанность произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение по адресу: ____ за период с 01.12.2020 до 01.03.2023 путем аннулирования в полном объеме начислений платы за холодное водоснабжение.

Взыскать с ООО «Акваград» (ИНН 1105024466, ОГРН 1171101007560) в пользу И. М. И. (СНИЛС №__) денежные средства, уплаченные за холодное водоснабжение по адресу: ____ за период с 01.12.2020 по 31.01.2023 в размере 3762,73 руб., компенсацию морального вреда в размере 8 000 руб., штраф в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" в размере 5881,37 руб.

И. М. И. в иске к ООО «Акваград» о возложении обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение по адресу: ____ с 02.03.2023 до момента приведения качества холодной воды на узле ввода в ____ в ____ в соответствие с требованиями санитарного законодательства, взыскании денежных средств в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2023.

Судья Л.В. Махнева

2-2246/2023 ~ М-1278/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Мария Ивановна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Акваград"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Махнева Людмила Викторовна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее