Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-373/2023 ~ М-373/2023 от 01.09.2023

Дело (УИД) №48RS0017-01-2023-000523-33

Производство № 2-373/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2023 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Баранова С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Лапшиной В.П.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Липецкой области Пахомовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя школа с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ средняя школа с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Тербунского района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в деятельности администрации МБОУ СШ с. Большая Поляна в ходе которой установлено, что в указанном учреждении в должности учителя работают следующие лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, которые вопреки требованиям законодательства не прошли профессиональное гигиеническое обучение и аттестацию, что создает угрозу возникновения распространения заболеваний, а также ущемляет права воспитанников на предусмотренную законом охрану их жизни и здоровья. Просил обязать администрацию МБОУ СШ с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по прохождению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Помощник прокурора Тербунского района Липецкой области Пахомова О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика – директор МБОУ средняя школа с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил суду заявление о признании исковых требований в полном объеме.

Исследовав и оценив письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; проведения социально-гигиенического мониторинга; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять гигиеническое обучение работников (статья 11).

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Вопросы, связанные с гигиеническим воспитанием и обучением, регламентированы в статье 36 названного закона.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни (пункт 1).

Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются в том числе при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (абзац четвертый пункта 2).

Статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (пункт 1). Необходимые условия для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками обязаны обеспечивать индивидуальные предприниматели и юридические лица (пункт 3).

Данной норме закона корреспондирует статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ в статье 34 устанавливает, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5). Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (пункт 4).

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации (преамбула Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 № 229).

Пунктом 1 Инструкции, в частности, предусмотрено, что профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью: для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, - ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения; для остальных категорий работников – 1 раз в 2 года.

Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в форме собеседования или тестового контроля.

Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.

При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через одну неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр госсанэпиднадзора уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию (пункт 2 Инструкции).

Таким образом, гигиеническое воспитание и обучение, в том числе профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Федеральный законодатель предусмотрел различные формы гигиенического воспитания и обучения граждан, выделив при этом в качестве самостоятельной профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, по смыслу приведенных выше нормативных положений, представляет собой особый порядок допуска при приеме на работу и в дальнейшем должностных лиц и соответствующих работников к осуществлению деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направлена на профилактику и предотвращение инфекционных заболеваний, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и соответствует действующему законодательству.

При этом какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу и устанавливающие иной порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, отличный от указанного в Инструкции, отсутствуют.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ СШ с. Большая Поляна является бюджетной некоммерческой организацией, юридическим лицом, учредителем образовательного учреждения является администрация Тербунского муниципального района.

В штате образовательного учреждения состоят в том числе следующие работники: учителя ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, что не оспаривалось сторонами.

Из личных медицинских книжек указанных учителей следует, что в последние два года они не проходили профессиональную гигиеническую подготовку. Так, ФИО2 проходил профессиональную подготовку и аттестацию в последний раз в мае 2018 года, ФИО3 – в мае 2018 г., ФИО4 – в мае 2019 г., ФИО5 в мае 2014 г., ФИО6 – в мае 2018 г., ФИО7 – в мае 2018 г., ФИО8 – в мае 2019, ФИО9 – в мае 2016 г.

Данные обстоятельства подтверждаются также справкой о результатах проверки, проведенной прокуратурой Тербунского района от 30.08.2023 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МБОУ СШ с. Большая Поляна не выполнены требования законодательства об организации проведения гигиенического обучения работников, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая объем и сроки реализации соответствующих мероприятий, исходя из баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок в течение, которого МБОУ СШ с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области обязано организовать проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации - в течении 2 месяцев с момента вступления решения суд а в законную силу.

Поскольку ответчик МБОУ СШ с. Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области, как бюджетное учреждение, не освобождено от уплаты государственной пошлины, в отличие от прокурора, обратившегося с иском в интересах неопределенного круга лиц, то в соответствии со ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, согласно удовлетворенному требованию, не подлежащему имущественной оценке, подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4815002247, ░░░░ 1034800080699) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░6, ░░░7, ░░░8, ░░░9 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.10.2023 ░.

2-373/2023 ~ М-373/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тербунского района Липецкой области
Ответчики
МБОУ СШ с.Большая Поляна Тербунского муниципального района Липецкой области
Суд
Тербунский районный суд Липецкой области
Судья
Баранов С.В.
Дело на сайте суда
terbunsud--lpk.sudrf.ru
01.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее