Дело № 5-740/2022
УИД 79RS0002-01-2022-000828-92
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 марта 2022 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Юртаева О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», Авдаляна Андраника Самвеловича, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, -
У С Т А Н О В И Л:
31.01.2022 главным специалистом - экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЕАО Щербиной Н.Н, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» Авдаляна А.С.
Согласно указанного протокола по результатам внеплановой, выездной проверки, проведенной в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», установлено в действиях (бездействии) Авдаляна А.С. нарушение санитрано-эпидемиологических требований, а именно: в административном здании предприятия отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха; против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятии привито менее 80 % от общей численности работников, сотрудников.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Капштык В.А., действующий на основании доверенности, вину должностного лица - генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», Авдаляна А.С. в совершении административного правонарушения не признал, с протоколом об административном правонарушении не согласен. Просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, также заявил ходатайство о снижении размера штрафа.
Поддержал письменные возражения, в которых указал, что директором ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», Авдаляном А.С. до окончания проведения контрольного надзорного мероприятия, приобретено 9 бактерицидных рециркуляров для очистки воздуха, что говорит о предпринятых Авдаляном А.С. мерах по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, в протоколе от 31.01.2022 Авдаляну А.С. вменяется в вину нарушение п. 66 СанАПин 3.3686-21, регулирующего вопросы проведения иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, однако такие решения принимают главные государственные санитарные врачи субъекта Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации. В связи с чем, считает, что вина Авдаляна А.С. в нарушении п. 66 СанАПин 3.3686-21 не установлена.
Также из протокола об административном правонарушении следует, что предприятием в целом организованы мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с новой коронавирусной инфекцией.
Указанное, с учётом приобретения предприятием рециркуляторов воздуха, исключает не соблюдение предприятием требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20.
Отметил, что в порядке исполнения п. 2.1 постановления главного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции в ЕАО» Авдаляном А.С. организовано проведение работниками предприятия профилактических прививок, в частности издавались соответствующие приказы по организации разъяснительной работы, введена процедура премирования работников предприятия за вакцинацию против новой короновирусной инфекции.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетеля, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в виде наложения административного штрафа, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функций в государственных и муниципальных организациях.
Как установлено судом, Авдалян А.С. на момент проведения проверки занимал должность – генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» в соответствии с приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 28.09.2020.
Из материалов дела следует, что руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО Копыловым П.В., принято решение № 4 от 10.01.2022 о проведении внеплановой выездной проверки ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» в период с 18.01.2022 по 31.01.2022. Предметом выездной проверки явилось исполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 17.09.1988 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)», Постановления Главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) в ЕАО», СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Уведомление о проведении проверки вручено руководителю ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» 12.01.2022.
Руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО выдано поручение о проведении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» экспертизы, о выполнении (не выполнении) требований по охваату вакцинацией (не менее 80 %) против новой коронавирусной инфекции сотрудников; соблюдение (не соблюдение) требований по выполнению мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции.
Согласно экспертного заключения № 65/вп от 20.01.2022, составленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО», в ходе экспертизы в период с 18.01.2022 по 20.01.2022 установлено, что соблюдение противоэпидемиологических мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции и выполнение требований по охвату вакцинацией против новой коронавирусной инфекцией сотрудников ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативов – р. II п. 66 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; р. IV, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)». Указано, что в помещениях обеззараживание воздуха не проводится (отсутствуют обеззараживатели воздуха), что является нарушением р. IV, п. 4.4 СП 3.1.3597-20; подлежат проведению вакцинации 758 сотрудников, привито 221 сотрудник. Охват вакцинации против новой коронавирусной инфекции составил 29,1 %, что является нарушением р. II п. 66 СанПиН 3.3686-21 и п. 2.1 Постановления № 125 от 11.10.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» Авдаляна А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
Согласно установленным законодательством юридическим презумпциям, государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.
Бремя доказывания правомерности требований возложены на должностное лицо, осуществляющее административное расследование.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
20 марта 2020 г. постановлением губернатора Еврейской автономной области № 57, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19» на территории области введены ограничительные мероприятия (карантин).
Главным государственным санитарным врачом по ЕАО Копыловым П.В. вынесено постановление № 125 от 11.10.2021 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ЕАО».
Из п. 2.1 указанного постановления следует, что в срок до 15.11.2021 необходимо организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, а в срок до 15.12.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее 80 % об общей численности работников, сотрудников.
Согласно п. 2.4 постановления, руководителям организаций, осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области в сферах, установленных пунктом 1 Постановления предписано в срок до 30.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, а в срок до 26.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80 % от общей численности работников, сотрудников.
При рассмотрении дела установлено, что руководителем ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» были приняты меры по организации проведения профилактических прививок сотрудников: организовано проведение работниками профилактических прививок, введена процедура премирования работников предприятия за вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, о чем изданы локальные приказы.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, начальник отдела материально-технического снабжения ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», Гушанова В.С. показала, что работает на предприятии с июня 2021 г. На предприятии проводилась разъяснительная работа по необходимости прохождения всеми работниками вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Во всех кабинетах и холлах имеются стенды с разъяснительной информацией, кроме того, указанная информация доводится до работников на каждой планёрке, которая проводится раз в неделю. Также, руководителем организовывались собрания сотрудников предприятия, на которые приглашались медицинские работники, которые вели разъяснительную работу о необходимости вакцинации. Руководитель предприятия организовал выход медицинских работников на предприятие для вакцинации сотрудников предприятия, без выхода в медицинские учреждения. Руководителем организовано премирование сотрудников, которые прошли вакцинацию, а также издан приказ об отстранении работников, не прошедших вакцинацию, от работы.
Согласно п. 64-65 СанПин 3.3686-21, профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством РФ, проводятся они медицинскими организациями, лицензированными для соответствующих видов, решение о проведение иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов РФ совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно части 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.
По смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставление доказательств лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его правом, и не может быть вменено в обязанность посредством использования правового механизма, предусмотренного статьей 26.10 названного кодекса.
Доказательств, того, что генеральным директором предприятия не принимались меры для исполнения требований п. 2.4 постановления главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (CoVID-19) в ЕАО» (с учетом Постановления от 18.11.2021 №184), в части организации проведение профилактических прививок, не представлено.
В ходе проведении проверки выявлены нарушения не исполнения генеральным директором предприятия санитарно-эпидемиологических требований, а именно: в административном здании предприятия отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха.
На основании пункта 4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении СОVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, отнесены организация дезинфекционного режима на предприятиях, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка проводилась в ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» в период с 18.01.2022 по 31.01.2022.
Письменными материалами дела подтверждается, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» до окончания проведения контрольного надзорного мероприятия (20.01.2022) приобретено 9 бактерицидных рециркуляторов для очитки воздуха, что говорит о предпринятых мерах, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении (31.01.2022) в отношении генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» на предприятии уже имелись 9 бактерицидных рециркуляторов для очитки воздуха.
С учетом, изложенного, прихожу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» Авдаляна А.С., поскольку административным органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих наличие его вины в неисполнении требований п. 2.1 постановления главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (CoVID-19) в ЕАО» (с учетом Постановления от 18.11.2021 № 184), как доказательств бездействия должностного лица по организации проведение профилактических прививок, а также по несоблюдению требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)»; п. 66 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, прихожу к выводу о прекращении производств по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» Авдаляна А.С., предусмотренном ч. 2 ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 6.3, 24.5., 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», Авдаляна Андраника Самвеловича, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд ЕАО.
Судья О.А. Юртаева