Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3536/2023 ~ М-3099/2023 от 27.10.2023

Мотивированное решение изготовлено 28.11.2023

УИД 89RS0004-01-2023-004303-94

Гражданское дело № 2-3536/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27.11.2023 Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Зыряновой Ж.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Максименко С.М.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Новый Уренгой Бежиной Ю.Р., представителя ответчика Коробова М.В., представителей третьих лиц Сергеевой А.Г., Морозовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц с иском МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки образовательного учреждения МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» установлены нарушения требований о пожарной безопасности. По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 4, 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты выполнены с применением не пожаростойких проводов; в нарушение ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.1, п. 4,8, п. 1 таблицы 2 СП3.13130.2009 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивает допустимый уровень звукового сигнала системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях для занятий с детьми, музыкальном зале, кабинетах администрации (фактически в указанных помещениях оповещатели отсутствуют); в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.3 СП3.13130.2009, п. 2.1 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, эвакуационные выходы из музыкального зала не оборудованы световыми оповещателями «Выход». До настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор города Новый Уренгой просит суд возложить на МБДО «Детская школа искусств № 2» обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, а именно: обеспечить выполнение кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (системы обнаружения пожара) с применением пожаростойких проводов; обеспечить допустимый уровень звукового сигнала системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях для занятий с детьми, музыкальном зале, кабинетах администрации; обеспечить оснащение эвакуационных выходов из музыкального зала световыми оповещателями «Выход».

В судебном заседании помощник прокурора Бежина Ю.Р. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в тексте искового заявления.

Представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» Коробов М.В. пояснил, что здание принадлежит МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» на праве оперативного управления. В настоящее время активно ведется работа по устранению недостатков, при этом, требуется разработка проектной документации, заключение муниципальных контрактов, а также выделение финансирования. Разумным сроком для устранения недостатков полагал 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципального хозяйства» Сергеева А.Г. пояснила, что в настоящее время для приведения МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» в соответствие с требованиями пожарной безопасности разрабатывается техническое задание и локальный сметный расчет для заключения муниципального контракта на разработку проектной документации. Выполнение работ по ремонту охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре запланировано на 2 квартал 2024 года. Работы по устранению нарушений запланированы до 31.12.2025, в связи с чем, просила отсрочить исполнение требований прокурора до указанной даты.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по ЯНАО Морозова Е.В., поддержала позицию прокурора, полагая, что максимальный срок, на который может быть отложено выполнение законных требований прокурора – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой при надлежащем извещении явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ одним из приоритетных и основных принципов государственной политики в интересах детей является защита прав детей; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Аналогичные требования указаны в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с пп. 2 п. 6, п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пп. 8, 9 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций, в числе прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. ст. 4, 6, 52 Закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара обеспечиваются с помощью применения объемно-планировочных решений и средств, способствующих ограничению распространения пожара за пределы очага, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу ст. 16 Закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка утверждаемого Правительством РФ нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

В соответствии со ст. 16 Закона № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Между тем, при проведении проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 4, 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты выполнены с применением не пожаростойких проводов; в нарушение ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.1, п. 4,8, п. 1 таблицы 2 СП3.13130.2009 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивает допустимый уровень звукового сигнала системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях для занятий с детьми, музыкальном зале, кабинетах администрации (фактически в указанных помещениях оповещатели отсутствуют); в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.3 СП3.13130.2009, п. 2.1 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, эвакуационные выходы из музыкального зала не оборудованы световыми оповещателями «Выход».

Наличие указанных нарушений стороной ответчика не оспаривается, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Между тем, указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования прокурора, учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, высокий уровень социальной значимости указанных работ, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Новый Уренгой удовлетворить.

        Возложить на МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» обязанность в срок не позднее 1 года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:

        - обеспечить выполнение кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (системы обнаружения пожара) с применением пожаростойких проводов;

        - обеспечить допустимый уровень звукового сигнала системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях для занятий с детьми, музыкальном зале, кабинетах администрации;

- обеспечить оснащение эвакуационных выходов из музыкального зала световыми оповещателями «Выход».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Судья                                      Зырянова Ж.Л.

2-3536/2023 ~ М-3099/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБУ ДО "Детская школа искусств №2"
Другие
Департамент образования администрации МО г. Новый Уренгой
ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО
МКУ "Управление муниципального хозяйства"
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Зырянова Жанна Леонтьевна
Дело на сайте суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее