Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-49/2024 ~ М-1-32/2024 от 20.02.2024

                                                  Дело № 2а-1-49/2024

УИД: 73RS0018-01-2024-000043-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Радищево                                                                    13 марта 2024 года

Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Николаевой Н.М.,

при секретаре Грачевой Е.В.,

с участием административного истца –прокурора Радищевского района Ульяновской области Зубаирова М.М.,

в отсутствие представителей административного ответчика администрации муниципального образования Радищевский район Ульяновской области Гусева А.В., администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области Борисовой Н.В., заинтересованного лица Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, и возложении обязанности по созданию документации по организации дорожного движения: паспортизации и проектов организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",

УСТАНОВИЛ:

прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, и возложении обязанности по созданию документации по организации дорожного движения: паспортизации и проектов организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности органов местного самоуправления района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст.16,17,18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не проведена паспортизация, а также не имеется проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, расположенных на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

В рамках заключенного между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области исполнения автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности передана на уровень сельского поселения.

Прокуратурой района в адрес ответчиков вносилось представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Непринятие надлежащих мер в области безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является нарушением действующего законодательства и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан. Кроме того, указанные нарушения ставят под угрозу реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части повышения безопасности участников дорожного движения в Ульяновской области.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в связи с непринятием мер по созданию документации по организации дорожного движения, в отношении автомобильных дорог на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, обязать     администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в срок до 31.12.2024 произвести паспортизацию и разработать проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Определением суда от 21.02.2024 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

В судебном заседании административный истец прокурор Радищевского района Ульяновской области Зубаиров М.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области Гусев А.В., администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области Борисова Н.В. в судебное заседание не явились, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии с исковыми требованиями согласны.

Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Радищевского районного суда Ульяновской области - radishevskiy.uln.sudrf.ru.

Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, определил рассмотреть гражданское дело по существу при данной явке.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.17 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

На основании ч.4 ст.27, ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствие с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ч. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 приведенного закона).

Согласно подп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» разработка проектов организации дорожного движения входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью органа местного самоуправления, предусмотренной действующим законодательством.

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ), в соответствии с которой данная документация разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1).

Согласно ч.4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ, в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения, требования к которым определены в статьях 17, 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем. Внесение изменений в комплексные схемы организации дорожного движения осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет (части 3, 4 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков (часть 3 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается (ч. 11 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения (далее ПОДД), а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения в настоящее время установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 № 274.

В силу п. 43 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Согласно п. 44 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» органы и организации, указанные в пунктах 41 - 43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД (далее - разработчик ПОДД), представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции на бумажном носителе или в виде электронного документа.

В соответствии с п. 45 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» срок рассмотрения ПОДД органами и организациями, рассматривающими ПОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки содержания автомобильных дорог на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области было выявлено, что в нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области не проведена паспортизация, а также не имеется проекта организации дорожного движения, обязанность по разработке которой относится к вопросам местного значения.

Постановлением главы администрации МО « Радищевский район» №454 от 08.08.2022 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящиеся в собственности администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, куда входят и дороги местного значения, расположенные на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела, административными ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени отсутствует паспортизация и проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района не согласован и не утвержден.

Согласно ч.2 ст. 4 Уставу администрации МО «Радищевский район», в состав Радищевского района входит, в том числе Ореховское сельское поселение.

В соответствии с ч.5 ст. 13 Уставу администрации МО «Радищевский район», к вопросам местного значения Радищевского района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Радищевского района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Радищевского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи части полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п.5 ч.1 ст. 14 названного закона на уровень сельских поселений.

Соглашением №117 от 13.12.2023 заключенным между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области полномочия администрации МО «Радищевский район» в части дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением: проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; осуществления муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения (ст.1). При этом район обязан передать поселению в порядке, установленном ст.3 соглашения финансовые средства (межбюджетные трансферты) на реализацию полномочий, предусмотренных ст. 1 соглашения ст. 2 п.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление административными ответчиками возложенных на их полномочий в области дорожной деятельности, устранения выявленных нарушений, суду не представлено.

Вместе с тем непринятие администрацией муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области надлежащих мер в области безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства спора, объем мероприятий, подлежащих выполнению, исходя из принципа разумности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Радищевского района в полном объеме.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

В соответствии ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок для исполнения решения суда, то есть для произведения паспортизации и разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный в административном исковом заявлении-до 31.12.2024, суд полагает достаточным и соответствующим объему необходимых работ, в том числе по финансированию.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по созданию документации по организации дорожного движения, проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, в срок до 31.12.2024 произвести паспортизацию и разработать проекты организации дорожного движения автомобильных дорог на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 14.03.2024.

    Судья                                                                                             Н.М. Николаева

2а-1-49/2024 ~ М-1-32/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Радищевского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Ореховское сельское поселение"
Администрация МО "Радищевский район" Ульяновской области
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Николаева Н. М.
Дело на сайте суда
radishevskiy--uln.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация административного искового заявления
20.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее