Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13055/2023 от 18.10.2023

Судья: Сироткина (Томилова) М.И.                                 № 33а-13055/2023

УИД: 63RS0030-01-2023-001401-21

Дело №2а-1578/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 ноября 2023 г.                                                                    г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Трифонова И.Е. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10 июля 2023 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда             Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Трифонов И.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС №15 по Самарской области о признании налоговой задолженности за налоговые периоды 2019-2020 гг. безнадежной ко взысканию.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что налоговым органом ему начислена недоимка по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, которая образовалась за 2019-2020 гг., в общем размере 17 039,78 рублей. Вступившим в законную силу решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу налоговому органу отказано во взыскании указанной недоимки в связи с пропуском срока для обращения в суд, вместе с тем до настоящего времени задолженность числится на едином налоговом счете налогоплательщика.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Трифонов И.Е. просил суд признать невозможной ко взысканию налоговым органом задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, которая образовалась за 2019-2020 гг., начисленной налоговым органом к уплате на основании требований от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., на общую сумму 17 039,78 рублей; обязать налоговый орган исключить из единого налогового счета Трифонова И.Е. недоимку по налогам и пени, в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2019г. – 2840 рублей, пени - 27,76 рублей, налог на имущество физических лиц за 2019 г.– 2787 рублей, пени – 6,82 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2020г. – 8256 рублей, пени - 26,82 рублей, налог на имущество физических лиц за 2020г. – 3065 рублей, пени – 9,96 рублей, всего – 17039,78 рублей, которая до настоящего времени числится на едином налоговом счете Трифонова И.Е.

Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10 июля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Признана безнадежной к взысканию задолженность Трифонова И.Е. за 2019-2020 гг. по требованиям от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., в сумме 14 172,02 руб. На Межрайонную ИФНС России № 23 по Самарской области возложена обязанность в течение десяти дней после вступления решения в законную силу исключить из единого налогового счета Трифонова И.Е. недоимку за 2019-2020 гг., а именно: транспортный налог с физических лиц в размере 8 256 рублей, пени - 26,82 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 5852 рублей, пени – 37,20 рублей, а всего                  14 172,02 рубля.

В апелляционной жалобе Трифонов И.Е. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном определении обстоятельств дела, указывая, что оснований для уменьшения суммы задолженности с 17 039,78 рублей до 14 172,02 рублей у суда не имелось, поскольку вступившим в законную силу решением суда Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26 января 2023г. налоговому органу отказано во взыскании суммы 17 039,78 рублей.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение ( пункт 1 статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Установлено, что Трифонову И.Е. налоговым органом за 2019 – 2020 гг. исчислены налоги на имущество физических лиц, транспортный налог, а также пени с направлением в его адрес требований об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 13-14).

Поскольку в добровольном порядке задолженность не погашена МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась с административным иском в суд о взыскании с Трифонова И.Е. обязательных платежей и санкций в размере 14 172,02 рублей, в том числе из них: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов в размере 5 852 рублей, пени в размере 37,2 рублей, транспортный налог в размере 8 256 рублей, пени в размере 26,82 рублей (л.д. 61-64).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26 января 2023 г. МИФНС России № 23 по Самарской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с Трифонова И.Е. недоимки по требованиям от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг. отказано, в связи с пропуском срока установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей (л.д. 51-53).

Разрешая административный спор и удовлетворяя административное исковое заявление в части, учитывая вступившее в законную силу решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 января 2023 г., суд исходил из того, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с Трифонова И.Е. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019-2020 гг. и пеней, выставленной к уплате на основании требований от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., в связи с истечением установленного срока их взыскания. При этом, судом учтено, что при обращении налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании с Трифонова И.Е. обязательных платежей и санкций по делу сумма недоимки по требованиям от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг. составляла 14 172,02 рублей, в связи с чем суд пришел к выводу о признании безнадежной к взысканию недоимки по налогам за период 2019-2020 гг. в общей сумме 14 172,02 рубля.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Обязательность наличия соответствующего судебного акта для признания недоимки безнадежной к взысканию и ее списанию предусмотрена пунктом 2 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признание безнадежным к взысканию (приложение №1 к приказу ФНС России от 2 апреля 2019г. № ММВ-7-8/164@) и пункта 5 Перечня, документов подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и пеням, штрафам и процентам (приложение №2 к приказу ФНС России от 2 апреля 2019г. № ММВ-7-8/164@).

Вышеуказанная правовая позиция подтверждена выводами, изложенными в Кассационном Определении Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 года №5-КГ18-319.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу в удовлетворении административного иска МИФНС России №23 по Самарской области к Трифонову И.Е. о взыскании недоимки по налогу и пени в общей сумме 14 172,02 рублей, выставленной к уплате на основании требований от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг. отказано, при этом решение суда налоговым органом не обжаловалось и вступило в законную силу, оснований не согласиться с выводами районного суда об удовлетворении требований административного истца в указанной части, не имеется.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Доводы апелляционной жалобы Трифонова И.Е. о том, что решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу сумма недоимки, относительно которой налоговый орган обращался с административным иском, составляла 17 039,78 рублей, а не 14 172,02 рубля, несостоятельны, поскольку из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2019-2020 гг. в общей сумме 14 172,02 рубля, в рамках данных требований рассматривалось административное дело Требование о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в размере 2 840,00 рублей и задолженности по пеням – 25,76 рублей, в указанный административный иск, не включалось.

При этом, исходя из положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения налоговых правоотношений) срок взыскания оставшейся по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в размере 2 840,00 рублей и задолженности по пеням – 25,76 рублей, еще не истек.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в части увеличения размера недоимки с 3 000 рублей до 10 000 рублей, предоставляющей налоговому органу право на обращение в суд, которые вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Данный закон был опубликован ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание, что по требованию , выставленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу указанных изменений, сумма недоимки не превысила 10 000 рублей, у налогового органа не утрачена возможность ее принудительного взыскания; срок принудительного взыскания составляет до ДД.ММ.ГГГГ (3 года + 6 месяцев от даты, установленной в требовании для исполнения – ДД.ММ.ГГГГ).

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что до настоящего времени налоговым органом имеющаяся задолженность на ЕНС не уменьшена до 14 172,02 рублей не влекут отмену решения суда, поскольку исходя из смысла вышеприведенных норм права соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу. На момент подачи апелляционной жалобы решение суда не вступило в законную силу.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой данной судом первой инстанции обстоятельствам дела, повторяют позицию, изложенную в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Принимая во внимание, что судебные расходы, понесенные стороной, обжалующей решение суда в апелляционном порядке, подлежат возмещению при условии удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из того, что апелляционная жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит, оснований для взыскания в его пользу расходов по уплате государственной пошлины, не имеется.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Трифонова Е.И. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2023 г.

Председательствующий –

Судьи –

33а-13055/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Трифонов И.Е.
Ответчики
МИФНС России № 23 по Самарской области
Межрайонная ИФНС № 15 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
14.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее