Дело № 2-600/2024
УИД 59RS0029-01-2024-000475-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нытва 17 июня 2024 года
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Копытовой О.Г.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Нытвенского района Ставицкого А.В.,
представителя третьего лица МБУ «Благоустройство» - Чичёва Т.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Нытвенского района Пермского края действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности организовать уличное освещение автомобильной дороги в д.Луговая,
установил:
Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице Администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности организовать стационарное уличное освещение на автомобильной дороге <адрес> в соответствие с требованиями с п.п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2026.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Нытвенского городского округа, утвержденного распоряжением Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 № - автомобильная дорога <адрес>, относящаяся к пятой категории автомобильных дорог, находится в муниципальной собственности администрации Нытвенского городского округа и передана в безвозмездное пользование МБУ «Благоустройство» для содержания указанной автодороги.
Из обращения заявителя следует, что стационарное электрическое освещение <адрес> отсутствует. Согласно ответу администрации Нытвенского городского округа на требование от 02.02.2024 также следует, что освещение по указанной автодороге отсутствует, что противоречит п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007». Выявленные недостатки относятся к недостаткам содержания автомобильных дорог и противоречат требованиям действующего законодательства, что влечет нарушение прав граждан на пользование автомобильными дорогами, соответствующими по своему состоянию установленным требованиям законодательства.
Выявленные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами МБУ «Благоустройство», ответственными за содержание автомобильных дорог, в связи с чем 15.02.2024 внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно ответу МБУ «Благоустройство» на представление строительство линий наружного освещения в сельских территориях предусмотрены в рамках Комплексного развития сельских территорий <адрес>, в том числе д<адрес>, которая вошла в программу на 2026 год. В случае экономии денежных средств данный вопрос будет рассмотрен ранее.
Учитывая, что в настоящее время источники финансирования указанных работ определены, целесообразно установить срок для добровольного устранения нарушений 31.12.2026.
Таким образом, администрацией Нытвенского городского округа не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству вышеуказанного участка автомобильной дороги, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах граждан, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Нытвенского района Ставицкий А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в заявлении, пояснил, что была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения о правилах безопасности дорожного движения в части отсутствия уличного стационарного освещения на автомобильной дороге. По результатам проверки внесено представление. Согласно ответа МБУ Благоустройство, устранение нарушений возможно в случае участия в программе комплексного развития сельских территорий Пермского края, в случае экономии денежных средств. Однако срок устранения не был указан, поскольку источники финансирования определены, срок 31.12.2026 является целесообразным.
Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Мишина М.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представлены возражения.
Представитель третьего лица МБУ «Благоустройство» Чичёв Т.Г. согласен с исковыми требованиями частично, не согласен в части сроков. Бюджет округа является дефицитным, средства зарезервированы на 2024-2026 годы. Срок является исполнимым в декабре 2028 года.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа в судебное заседание не явился, заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен отзыв.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля наавтомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, дорожные ограждения относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности (л.д. 9-12).
В соответствии с Распоряжением Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 № МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование переданы дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа, в т.ч. автомобильные дороги <адрес> (л.д. 29-31).
В ответ на требование администрация Нытвенского городского округа 02.02.2024 сообщает, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> входит в состав дорог Нытвенского городского округа, V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 0,568 км. На данную автомобильную дорогу имеется Проект организации дорожного движения. На кадастровый учет дорога не поставлена. Текущее содержание дорог территории бывшего Чайковского территориального отдела Нытвенского городского округа, в том числе и <адрес>, выполняется ФИО2 на основании заключенного Гражданско-правового договора № (23/К) от 03.11.2023г. на «Содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в пределах территории Чайковского территориального отдела в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа '’Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа" на 2024-2025гг.». В рамках текущего содержания в зимний период времени выполняются работы по профилированию снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным и грунтовым покрытием. За период с 01.11.2023 г. по 31.01.2024 г. данные работы по <адрес> в <адрес> НГО производились неоднократно, а именно 21.11.2023 г., 23.11.2023, 29.11.2023, 04.12.2023, 21.12.2023, 28.12.2023, 01.01.2024, 05.01.2024, 18.01.2024, 20.01.2024, 22.01.2024, 29.01.2024. Официальные линии наружного освещения на <адрес> в <адрес> НГО отсутствуют. На данный момент в 2024 году строительство линий наружного освещения по <адрес> не предоставляется возможным, ввиду недостаточного количества денежных средств. Строительство линии наружного освещения на сельских территориях предусмотрены в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ) пермского края, в том числе и по <адрес>, которая вошла в программу КРСТ на 2026 год. По вопросу отсутствия наружного уличного освещения поступало обращение в МБУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО» от ФИО1 письмом от 23.01.2024 г., на который был предоставлен ответ № от 25.01.2024г. (л.д.13-16).
Прокурором Нытвенского района в адрес директора МБУ «Благоустройство» внесено представление от 15.02.2024 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности (л.д. 33-40).
22.02.2024 дан ответ на представление, из которого следует, что строительство линий наружного освещения в сельских территориях предусмотрены в рамках Комплексного развития сельских территорий (КРСТ) <адрес>, которая вошла в программу на 2026 год. В случае экономии денежных средств данный вопрос будет рассмотрен ранее (л.д.41-42).
На л.д. 48 имеется акт выявленных недостатков государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Нытвенскому городскому округу от 04.04.2024, выявлены недостатки: отсутствует уличное освещение на следующих участках улиц, в т.ч. от <адрес> до <адрес>, чем было установлено событие п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007.
В материалы дела представлен проект организации дорожного движения на <адрес> (л.д.17-28), распоряжение администрации Нытвенского городского округа от 23.06.2021 №-р «Об утверждении Устава МБУ «Благоустройство», решение Думы Нытвенского городского округа от 20.12.2019 № «Об учреждении Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа», распоряжение администрации Нытвенского городского округа от 29.03.2021 №-р «О распределении обязанностей между главой администрации городского округа, его заместителями и руководителем аппарата администрации Нытвенского городского округа» (л.д.52-65), Яндекс карта схемы расположения жилых домов, титульный лист проекта организации дорожного движения, ситуационный план, план дороги (л.д.66-69); выписка из Решения Думы Нытвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Нытвенского городского округа на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 г.».
Также представлены копии решений от 06.04.2023 по делу № 2а-120/2023, от 21.09.2023 по делу № 2-854/2023, от 19.02.2024 по делу № 2-99/2024, от 27.03.2024 по делу № 2а-212/2024, от 07.12.2023 по делу № 2а-1192/2023, от 27.12.2023 по делу № 2а-701/2023, от 19.01.2024 по делу № 2а-312/2024, от 25.01.2024 по делу № 2а-257/2024, от 31.01.2024 по делу № 2а-336/2024, от 08.02.2024 по делу № 2а-294/2024 по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности со сроком исполнения до 2026-2027.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на участке дороги от <адрес> в направлении <адрес> отсутствует уличное освещение, что непосредственно влияет на безопасность движения, нарушает права граждан на пользование дорогами. Администрацией Нытвенского городского округа ненадлежащим образом принимаются меры по содержанию дороги в нормативном состоянии. Данный факт ответчиком не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами, в том числе и на момент рассмотрения настоящего иска судом.
Доводы ответчика, указанные в письменном возражении (л.д. 49-51) о том, что Администрация Нытвенского городского округа является ненадлежащим ответчиком суд признает несостоятельным, по следующим основаниям.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, прокурором Нытвенского района иск предъявлен к надлежащему ответчику.
При этом, суд критически относится к доводам третьего лица об отсутствии финансирования, поскольку отсутствие финансирования не освобождает от исполнения обязанности по устранению допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного суд признает требования прокурора Нытвенского района обоснованными, законными и возлагает на ответчика обязанность принять меры к организации стационарного уличного электрического освещения в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Принимая во внимание тот факт, что выполнение комплекса работ является продолжительным и финансово затратным мероприятием, суд, исходя из заявленных требований и с учетом принципов разумности и справедливости, норм бюджетного законодательства, устанавливает срок исполнения решения суда до 31.12.2027. Указанный срок является разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчика в процессе принятия мер, направленных на приведение автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края организовать стационарное уличное освещение на автомобильной дороге <адрес> от <адрес> в направлении <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в срок до 31.12.2027.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Пищикова
Мотивированное решение составлено 24 июня 2024 года.