№2-842/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.02.2023
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: судьи Дорошенко Н.В., при секретаре Малковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты, МБДОУ г. Шахты Ростовской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77», третье лицо Департамент образования г. Шахты об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов МБДОУ № 77 г. Шахты. Проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес>, отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, следовательно не соблюдены требований законодательства о социальной защите инвалидов в МБДОУ № 77 г. Шахты. Указанные нарушения так же подтверждаются информацией Администрации г. Шахты от 16.11.2022 № 61.07/4187, а причиной неустранения нарушений является недостаточность финансирования. Учредителем и собственником имущества указанной образовательной организации является Администрация г. Шахты. Функции и полномочия учредителя могут осуществляться Администрацией г. Шахты через уполномоченный орган - Департамент образования г. Шахты. Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, не освобождает его от ответственности по исполнению закона.
Просит суд обязать Администрацию г.Шахты в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для исполнения МБДОУ № 77 г. Шахты требований п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Обязать МБДОУ № 77 г. Шахты в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Старший помощник прокурора Кулинич Н.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала
Представитель ответчика МБДОУ № 77 г. Шахты Калдина Г.Ю. в судебное заседание явилась, просила отказать в иске в связи с исполнением требований в добровольном порядке.
Представитель Администрации г. Шахты в суд не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в иске отказать.
Представитель Департамента образования г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места и предусматривать оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, здания, в которых располагаются образовательные учреждения, должны быть оборудованы информирующими тактильными табличками для инвалидов по зрению.
Судом установлено, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов МБДОУ № 77 г. Шахты.
Проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес>, отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, что противоречит требованиям законодательства о социальной защите инвалидов и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Указанные нарушения подтверждаются информацией Администрации г. Шахты от 16.11.2022 № 61.07/4187, а причиной неустранения нарушений является недостаточность финансирования.
Учредителем и собственником имущества указанной образовательной организации является Администрация г. Шахты. Функции и полномочия учредителя могут осуществляться Администрацией г. Шахты через уполномоченный орган - Департамент образования г. Шахты.
В силу требований закона на МБДОУ № 77 и Администрацию г.Шахты, как на учредителя, возложена обязанность по оборудованию административных зданий информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ и ориентирование в них маломобильных групп населения, а в том числе инвалидов по зрению.
Поскольку учреждение является бюджетным и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обязанность устранению указанных нарушений должна быть возложена и на учредителя.
В случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, не освобождает его от ответственности по исполнению закона в силу п. 1 ст. 401 ГК РФ, п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21.
Требования истца в части установленного 2-х и 3-х месячного срока исполнения требований, являются обоснованными, поскольку исполнение возложенной на Администрацию г.Шахты и МБДОУ № 77 обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов закон не ставит в зависимость от финансирования органа местного самоуправления.
По мнению суда, указанный срок для исполнения решения является разумным и обоснованным.
Доводы ответчика об исполнении требований прокурора в добровольном порядке не могут быть приняты судом, поскольку доказательств этого суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени нарушение не устранено, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 77», ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 77» ░░░░░░░░░░ ░. 6.5.9 ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 77» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 6.5.9 ░░ 59.13330.2020, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1,2 ░░ 1,6 ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ 0,1 ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (6.3.6);
- ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2023.
░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░.░.