Дело № 2-705/2024
УИД 16RS0045-01-2023-006027-06
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года гор. Казань
Авиастроительный районный суд гор. Казани в составе:
председательствующего судьи Ч.Р. Сабитовой,
при секретаре судебного заседания А.А. Валиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболева О.Г. к Отделению пенсионного и социального страхования по Республике Татарстан о включении периода работы в специальный страховой стаж, дающий возможность назначения досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Соболева О.Г. обратилась в суд с иском к ответчику в вышеприведенной формулировке, в обоснование требований указав, что решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с 04.04.1998г. по 11.03.2001г. в должности воспитателя в КДОУ №, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование учреждения «Коммунальное (муниципальное) дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено. Истец, полагая, что данное решение является незаконным, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №. Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты приобретения права с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом, а с учетом заявительного характера назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Соболева О.Г. в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, поступил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела, исковые требования не признает.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с абз. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках", Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Пунктом 5 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19ПА, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Таким документом является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Соболева О.Г. обратилась в Отделение социального фонда по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением о ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивировав тем, что у заявителя отсутствует требуемый специальный стаж. В стаж на соответствующих видах работ не включен периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в КДОУ №, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование учреждения «Коммунальное (муниципальное) дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено.
С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. С позицией истца соглашается и суд.
Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В соответствии с п.1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе, автономные некоммерческие организации.
Ни Федеральный закон "О страховых пенсиях", ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни принятые на их основе акты Правительства Российской Федерации не определяют понятия "учреждение", "образовательное учреждение", "учреждение для детей" в связи, с чем данные понятия должны употребляться в том значении, в каком они используются в правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере образования.
Исходя из системного толкования нормативных положений, образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме автономной некоммерческой организации. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не зависит от формы собственности (государственная, муниципальная, частная) организаций, в которых осуществляется образовательная деятельность. Организационно-правовая форма образовательных учреждений сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.
Из материалов дела следует, что Соболева О.Г. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №.
К периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяются положения пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 6 сентября 1991 г. N 463 в числе учреждений указаны детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
К периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяются положения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". в соответствии с которым Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067 в числе учреждений указаны детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
Таким образом, истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №, в учреждении, которое осуществляет педагогическую деятельность, по своей направленности является образовательным учреждением, одна из основных целей и задач которого - реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности, и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Тождественность выполняемой истцом в спорный период времени функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а также виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует из исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении № отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", и указанный период подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
При таких обстоятельствах, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения спорного периода в специальный стаж.
Кроме того, суд находит подлежащими удовлетворению истца о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. На момент обращения в пенсионный орган у истца, с учетом вышеуказанного периода, стаж работы превысил 25 лет. Следовательно, у истца возникло право на досрочную пенсию с момента обращения в Отделение ПСС по РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Соболева О.Г. к Отделению пенсионного и социального страхования по <адрес> о включении периода работы в специальный страховой стаж, дающий возможность назначения досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Включить в специальный стаж Соболева О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС 039-688-190 14) для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Коммунального дошкольного образовательного учреждения №.
Обязать Отделение пенсионного и социального страхования по <адрес> назначить Соболева О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС 039-688-190 14) досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: (подпись) Ч.Р. Сабитова
Копия верна. Судья:
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года.