Дело 12-83/2023
РЕШЕНИЕ
16 октября 2023 года город Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Лапин С.Д. (ул. Свердлова, 4, г. Керчь), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации г. Керчи Республики Крым на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны №82012/23/71391 от 12 апреля 2023 года, в отношении юридического лица – Администрации г. Керчи Республики Крым о привлечении к административной ответственности ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
у с т а н о в и л:
Администрация г. Керчи Республики Крым обратилась в суд с жалобой на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны №82012/23/71391 от 12 апреля 2023 года, вынесенное в отношении заявителя, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Жалоба мотивирована тем, что Администрацией г. Керчи, выступающей должником по исполнительному производству №86893/22/82012-ИП, возбужденному 27.09.2022 года, приняты все необходимые меры по исполнению судебного решения о предоставлении жилья нуждающимся детям - сиротам, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В судебное заседание представитель Администрации г. Керчи Республики Крым не явился, о времени и месте судебного разбирательства юридическое лицо уведомлено надлежаще, что подтверждается журналом исходящей корреспонденции Керченского городского суда (список №189) от 27.09.2023 года, подал письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, настаивал на ее удовлетворении по основаниям изложенным письменно.
Должностное лицо, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусева Е.В., вынесшее оспариваемое постановлением, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, что подтверждается журналом исходящей корреспонденции Керченского городского суда (список №189) от 27.09.2023 года, причины неявки в суд не сообщены.
Изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении в отношении Администрации г. Керчи Республики Крым, представленное по запросу суда, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 13 указанного Закона, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Керчи УФССП по Республике Крым от 27.09.2022 на основании исполнительного листа ФС №025401301, выданного Керченским городским судом Республики Крым 13.09.2022 на основании решения по гражданскому делу №2-1425/2021 возбуждено исполнительное производство №86893/22/82012-ИП в отношении должника Администрации города Керчи Республики Крым, предмет исполнения: о возложении обязанности предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилье, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения в г. Керчи общей площадью не менее 25 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.03.2023 года в связи с неисполнением должником решения суда в добровольный срок, в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.03.2023 в рамках исполнительного производства №86893/22/82012-ИП должнику Администрации города Керчи Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 31.03.2023 года.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Е.В. по делу об административном правонарушении №82012/23/71391 от 12.04.2023 года, Администрация г. Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Основанием для привлечения Администрации г. Керчи Республики Крым к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило неисполнение в срок до 31.03.2023 года требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 12 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Керчи Сергеевой А.А. в отношении Администрации г. Керчи составлен протокол №2317/23/82012-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12 апреля 2023 года составлен в отсутствие представителя Администрации г. Керчи, доказательства извещении заявителя о дате составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту, в частности непосредственно давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами.
В настоящее время возможность устранения указанных недостатков утрачена, а возвращение составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, составленный 12.04.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Керчи Сергеевой А.А. в отношении Администрации г. Керчи, не подписан должностным лицом, его составившим, как следствие, в силу части 3 статьи 26.2 названного кодекса, не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу изложенного и с учетом приведенных положений ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны №82012/23/71391 от 12 апреля 2023 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
р е ш и л:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Керчи ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны №82012/23/71391 от 12 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации г. Керчи Республики Крым - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации г. Керчи Республики Крым прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Д.Лапин