Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-325/2022 ~ М-191/2022 от 22.02.2022

Дело № 2-325/2022

81RS0006-01-2022-000437-33 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Щипициной Т.А.,

при секретаре Фирсовой Л.Б.,

с участием представителя заявителя Пугина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Истомина Александра Петровича об оспаривании действий нотариуса Кудымкарского нотариального округа Пермского края,

у с т а н о в и л:

Пугин А.В., действуя в интересах Истомина А.П., обратился в суд с заявлением об оспаривании действий нотариуса, мотивируя требования тем, что 10.02.2022г. он обратился к нотариусу Кудымкарского нотариального округа Пермского края Cаловой Л.Н. за совершением нотариального действия по представленному заявлению от 22.03.2010 года - о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу И*., умершей 03.01.2010г. Постановлением нотариуса от 17.02.2022 № 59/140-4/59-2022-1 в совершении указанного нотариального действия ему отказано в связи с тем, что завещание удостоверено заместителем главы администрации Кувинского сельского совета Кудымкарского района 13.01.2003 года Радостевой Н.А. в нарушение требований ст. 1 и 37 Основ (в редакции, действовавшей до вступления в силу ст.4, абз. шестого п.2 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»), согласно которых правом совершения нотариальных действий в период с 25.12.1993 года по 15.01.2008 года были наделены должностные лица органов исполнительной власти, а согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. С указанным отказом он не согласен, поскольку в соответствие со ст.37 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993г. № 4462-1 и п.7 ст.1125 ГК РФ должностные лица органов местного самоуправления имели право удостоверять завещания до 01.09.2019 года. В связи с изложенным, заявитель просит обязать нотариуса Кудымкарского нотариального округа Пермского края Cалову Л.Н. совершить нотариальное действие - выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество И*., умершей 03 января 2010 года.

В судебном заседании представитель заявителя Пугин А.В. заявление поддержал по вышеизложенным мотивам, дополнительно пояснил, что Истомина А.Е. на день смерти проживала одна, за ней ухаживал ее сын Истомин А.П., других детей у нее не было.

Заинтересованное лицо нотариус Кудымкарского нотариального округа Салова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что возражений по делу не имеет.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и может быть принято по завещанию и по закону.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В судебном заседании установлено, что 03.01.2010 года умерла И*., проживающая в <адрес>.

При жизни И*. составила завещание от 13.01.2003 года, которое удостоверено заместителем главы администрации Кувинского сельского совета Кудымкарского района Радостевой Н.А. и зарегистрировано в реестре за № 1, согласно которому все имущество, которое ко дню ее смерти окажется принадлежащим ей, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе жилой дом с надворными постройками, находящиеся в д<адрес>, завещала Истомину А.П.

Указанное завещание завещателем было прочитано до подписания и собственноручно подписано. Личность завещателя установлена, дееспособность проверена. Завещание не изменено и не отменено.

22.03.2010 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, Истомин А.П. обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, предоставив необходимые документы. Свидетельство заявителю не было выдано.

10.02.2022г. Пугин А.В., действуя в интересах Истомина А.П., обратился к нотариусу Кудымкарского нотариального округа Саловой Л.Н. о выдаче свидетельства о праве на наследство по представленному Истоминым А.П. заявлению от 22.03.2010г.

Однако постановлением нотариуса Саловой Л.Н. № 59/140-4/59-2022-1 в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию Истомину А.П. отказано, поскольку в рамках требований ст. 1 и 37 Основ (в редакции, действовавшей до вступления в силу ст.4, абз. 6 п.2 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»), правом совершения нотариальных действий в период с 25 декабря 1993 года по 15 января 2008 года были наделены должностные лица органов исполнительной власти, а согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

Не согласившись с данным отказом, Истомин А.П. обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть им, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

В силу п.1 ст.1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.7 ст. 1125 ГК РФ, в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.

В части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, действовавших на момент составления завещания, была закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами, установлен статьей 37 Основ, согласно п.1 которой в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, в том числе удостоверяют завещания.

Указанный пункт утратил силу с 1 сентября 2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст.39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, действовавших на момент совершения завещания, порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

Согласно п.1 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Минюстом РФ 19.03.1996 (действовавшей на момент составления завещания), в соответствии со ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти совершают следующие нотариальные действия: 1) удостоверяют завещания; 2) удостоверяют доверенности; 3) принимают меры к охране наследственного имущества; 4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

В силу п.7 Инструкции нотариальные действия, указанные в п.1 настоящей Инструкции, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий, за исключением пп.3 (принятие мер к охране наследственного имущества).

Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.

Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в пункте 10 статьи 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.

Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, пункт 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа в пункте 5 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.

Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла отражение в пункте 7 статьи 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.

На момент составления завещания на территории РФ продолжали действовать указанные нормативные акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий.

Данные акты после вступления в силу Конституции Российской Федерации в части названных норм изменений не претерпели.

Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", пункт 10 статьи 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что на момент составления завещания право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия было предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.

В статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.

Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые соответствуют должностям, указанным в пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, и, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку на момент составления И* завещания (13.01.2003г.) на территории РФ продолжали действовать нормативные акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий, соответственно, оснований для отказа нотариусом Истомину А.П. в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, удостоверенного заместителем главы администрации Кувинского сельского совета Кудымкарского района Коми-Пермяцкого автономного округа, после смерти И*. не имелось.

При таких обстоятельствах, заявление Истомина А.П. является обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд считает необходимым обязать нотариуса Кудымкарского нотариального округа Пермского края Салову Л.Н. выдать Истомину А.П. свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество, открывшееся со смертью И*., умершей 03.01.2010года.

Поскольку в силу ст.312 ГПК РФ решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершённое нотариальное действие, принятое решение является основанием для отмены постановления нотариуса об отказе в совершении нотариального действия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 312 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Истомина Александра Петровича удовлетворить.

Обязать нотариуса Кудымкарского нотариального округа Пермского края Салову Людмилу Николаевну выдать Истомину Александру Петровичу свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество, открывшееся со смертью И*, умершей 03 января 2010 года.

Настоящее решение является основанием для отмены постановления нотариуса Саловой Людмилы Николаевны № 59/140-4/59-2022-1 об отказе в совершении нотариального действия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Т.А. Щипицина

<данные изъяты>

2-325/2022 ~ М-191/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Истомин Александр Петрович
Другие
Пугин Андрей Викторович
Нотариус Кудымкарского нотариального округа Салова Л.Н.
Суд
Кудымкарский городской суд Пермского края
Судья
Щипицина Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
kudimkarsky--perm.sudrf.ru
22.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2022Дело оформлено
27.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее