ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
43RS0026-01-2023-001537-34 №2-110/2024 (2-1096/2023)
17 января 2024 года г.Омутнинск, Кировская область
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Лусниковой О.Л.,
при секретаре Рубашкиной О.С.,
с участием представителя истца С.С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты «Межрайонное управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» к П.Р.Н. о взыскании излишне выплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» обратилось в суд с иском к П.Р.Н.. о взыскании излишне выплаченных сумм. В его основании указало, что 21.04.2023 П.Р.Н.. обратился к истцу с комплектом документов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности. 19.05.2023 было вынесено решение о назначении ответчику государственной социальной помощи. Между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт № 23 от 24.05.2023 на осуществление предпринимательской деятельности с прилагаемой программой социальной адаптации сроком на пять месяцев до 23.10.2023. 21.07.2023 на расчетный счет ответчика была переведена единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб. До 24.09.2023 П.Р.Н.. не представил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий социальной адаптации, а также целевое расходование денежных средств или информацию об имеющихся уважительных причинах, которые повлияли на невозможность исполнения условий контракта. 25.09.2023 на электронный адрес и почтовым отправлением ответчику было направлено уведомление о необходимости представить вышеуказанные документы в срок до 29.09.2023. В связи с тем, что П.Р.Н. в установленные сроки не выполнил мероприятия программы социальной адаптации по созданию одного рабочего места, не подтвердил расходы по приобретению необходимых товаров для осуществления предпринимательской деятельности на сумму 350 000 руб., не предоставил сведения (документы), подтверждающие наличие уважительных причин этому, управлением было вынесено решение о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи на основании контракта и удержании с П.Р.Н. денежных средств в сумме 350 000 руб. Уведомлением от 02.10.2023 ответчик был извещен о данном решении, ему было предложено возместить данные денежные средства в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления. 04.10.2023 ответчиком были представлены оригиналы приказа и трудового договора о трудоустройстве администратором П.Р.Н. (супруги ответчика), товарные чеки на сумму 300500 руб. Документы в подтверждение исполнения мероприятий программы социальной адаптации управлением приняты не были, так как представлены позднее определенного программой срока, а также отсутствовали кассовые чеки на полную сумму 350000 руб. Представленные ответчиком чеки были выборочно проверены, согласно ответа УФНС России по Кировской области установлено отсутствие сформированных чеков ИП Ф.И.О.15 по товарам и по дате указанным в чеке №409 от 27.07.2023, что является доказательством подделки платежных документов. 10.10.2023 ответчиком было лично получено уведомление, но денежные средства в размере 350000 руб. от ответчика не поступили. В связи с изложенным истец просит взыскать с П.Р.Н.. денежные средства в размере 350 000 руб.
Представитель истца С.С.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, поддержала доводы, изложенные в иске.
Ответчик П.Р.Н. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, надлежаще извещен, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
21.04.2023 П.Р.Н. обратился в КОГКУ «Межрайнное управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» (г. Омутнинск) с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л. 6-7).
Как следует из протокола КОГКУ «Межрайнное управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» №23 от 19.05.2023, принято решение о назначении П.Р.Н.. государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно в размере стоимости необходимых для ведения предпринимательской деятельности товаров (в т.ч. постановка на учет) – 350000 руб. (л. 8).
24.05.2023 между КОГКУ «Межрайнное управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» (Управление) и П.Р.Н. (Получатель) заключен социальной контракт №23 (л. 9-10), предметом которого является соглашение, в соответствии с которым Управление обязуется оказать получателю государственную социальную помощь, а Получатель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 1). Государственная социальная помощь назначается в виде единовременной денежной выплаты в размере 350000 руб. (п. 3.1.1). Срок действия контракта: вступает в силу со дня его подписания и действует по 23.10.2023 (п. 6.2). Управление обязуется осуществлять ежемесячный контроль за выполнением Получателем обязательств, предусмотренных контрактом (п. 2.2.5). Имеет право взыскать денежные средства в случае принятия Управлением решения о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи (п. 2.2.6). Подготовить в течение последнего месяца действия контракта заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия контракта не более чем на половину срока ранее заключенного контракта либо о целесообразности продления срока его действия (п. 2.2.7). Получатель вправе получить государственную социальную помощь в размере, указанном в пункте 3.1; обратиться с заявлением о продлении срока действия контракта (п. 2.3). Получатель обязан, помимо прочего, приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в управление подтверждающие документы; не реже 1 раза в месяц, до 10-го числа, следующего за отчетным, представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, а также целевое расходование денежных средств в период действия контракта (п. 2.4.4); уведомить Управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия контракта (п. 2.4.6); возвратить Управлению денежные средства в полном объеме в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии Управлением решения о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи и возврате денежных средств (п. 2.4.7); представлять по запросу Управления сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия контракта (п. 2.4.8).
Социальный контракт подписан сторонами.
Приложением к контракту №23 от 24.05.2023 является программа социальной адаптации, согласно которой П.Р.Н. арендует помещение, мебель, сантехнику, оборудование на общую сумму 350000 руб. (л. 11-12).
Денежные средства в размере 350000 руб. переведены ответчику 21.07.2023, что подтверждается платежным поручением №2823 от 21.07.2023 (л. 13).
25.09.2023 П.Р.Н.. направлено уведомление о необходимости в соответствии с условиями контракта предоставить в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий по социальной адаптации; либо представить документы, подтверждающие наличие уважительной причины, повлекшей невыполнение программы социальной адаптации до 29.09.2023 включительно (л. 14).
02.10.2023 истцом принято решение о прекращении досрочно с 01.10.2023 оказания государственной социальной помощи П.Р.Н. на основании социального контракта и удержании с него денежных средств в размере 350000 руб. (л. 15,16).
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 №735-П утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Кировской области, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, а также порядок перечисления денежных средств при оказании государственной социальной помощи и ее размер (далее - Порядок).
Основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям (далее - семьи), малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - граждане) являются добровольное участие, индивидуальный подход при определении условий социального контракта и целевой характер государственной социальной помощи (п. 1.2 Порядка).
Государственная социальная помощь оказывается в целях реализации мероприятий, направленных на преодоление семьей (гражданином) трудной жизненной ситуации, в том числе осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.3.2 Порядка).
Социальный контракт заключается между органом социальной защиты населения и заявителем в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о назначении государственной социальной помощи (п. 3.1 Порядка).
В силу п. п. 3.7.1, 3.7.2 указанного Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи получатель, с которым заключен социальный контракт, обязан не реже 1 раза в месяц, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, а также целевое расходование денежных средств в период действия социального контракта (если программой социальной адаптации установлены цели расходования денежных средств). Уведомлять орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта.
В рамках оказания государственной социальной помощи получатель, с которым заключен социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте 1.3.2 настоящего Порядка, обязан в том числе при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы.
Орган социальной защиты населения прекращает досрочно оказание государственной социальной помощи получателю в следующих случаях: неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем условий социального контракта, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся уважительными (п. 4.5.1 Порядка).
При принятии решения о досрочном прекращении органом социальной защиты населения оказания государственной социальной помощи получателю органом социальной защиты населения принимается решение о возврате денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме. Получатель возмещает полученные суммы денежных средств путем перечисления их на счет органа социальной защиты населения, указанный в уведомлении, в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления. При невнесении получателем суммы выплаченной государственной социальной помощи в срок, установленный абзацем третьим пункта 4.8 настоящего Порядка, орган социальной защиты населения обращается в судебные органы с иском о взыскании с получателя указанных сумм денежных средств. (п. 4.8).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подп «а» ч.3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как установлено судом, ответчиком П.Р.Н. в установленные социальным контрактом сроки взятые на себя обязательства выполнены не были, ответчик извещался о необходимости предоставления всех документов, денежная выплата по социальному контракту не возвращена, доказательств использования денежных средств по целевому назначению и выполнение программы социальной адаптации не представлено.
В связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку они основаны на законе.
С ответчика в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области подлежит взысканию госпошлина в размере 6700 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░., ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ***, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 350000 ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░., ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ***, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6700 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.01.2024.