Дело № 2-81/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием истца Безрукова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 18 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Безрукова В.М. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, бухгалтеру Слинько Н.А. и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании убытков и компенсации морального вреда,
установил:
Безруков В.М. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее также – ИК) о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, взыскании убытков в сумме 5 000 руб. и компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб., в обоснование требований указав, что он отбывает уголовное наказание в ИК. Работниками ИК произведено удержание денежных средств, находившихся на счету истца, данные действия, по мнению последнего, являются незаконными.
Определениями от 13.07.2023 и от 07.09.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, бухгалтер ИК Слинько Н.А., а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Управление ФСИН России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области Ларионова Е.В. и Шматок С.Н. (взыскатель по исполнительному производству).
Протокольным определением от 07.09.2023 суд перешёл к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, согласно ч. 1 ст. 33.1 ГПК РФ.
Истец, выступая в судебном заседании посредством использования систем ВСК, доводы иска поддержал.
Стороны и третьи лица в суд не прибыли, своих представителей, не направили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Безруков В.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК.
На основании исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Ярославлю и Ярославскому району УФССП России по Ярославской области было возбуждено исполнительное производство № ...., должником по которому выступает Безруков В.М., взыскателем – Шматок С.Н., предмет исполнения – взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка.
Постановлением от 09.08.2019 обращено взыскание на денежные средства находящиеся на лицевом счёте в исправительном учреждении, где отбывает уголовное наказание должник. По постановлению произведено удержание денежных средств, поступивших на лицевой счёт истца в ИК, в размере 5 000 руб. Источником поступления являлись суммы, взысканные истцом с бюджета РФ, как денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
По мнению истца, действия, совершенные работниками бухгалтерии ИК по удержанию денежных средств, являются незаконными, поскольку взысканная денежная компенсация обладает иммунитетом.
В этой связи необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. ст. 2, 4, 36, 64 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу ст. 101 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; 17) социальное пособие на погребение; 18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; 19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей; 20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта; 21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.
По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1, 4 и 21 части 1 настоящей статьи, не применяются.
Таким образом, указанная норма не содержит каких-либо ограничений по удержанию поступивших на лицевой счёт истца денежных средств в порядке ст. 227.1 КАС РФ. Поэтому при наличии действующих исполнительных производств удержание денежных средств с лицевого счёта должника носило законный и обоснованный характер, т.к. иммунитетом, закреплённым ч. 1 ст. 446 ГПК РФ и ст. 101 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, указанные доходы не обладали.
Доводы иска о том, что удержания производились из суммы компенсации морального вреда, какого-либо правового значения не имеют, поскольку не соответствуют действительности. Согласно данным ИК поступление денежных средств связано с удовлетворением иска по административному делу, по иску о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Кроме того, согласно ст. 101 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ не все выплаты по компенсации морального вреда имеют иммунитет, а только связанные с трудовыми отношениями, социальными и проч. В их числе компенсационные выплаты, связанные с нарушением порядка отбывания уголовного наказания, отсутствуют.
Положения Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ не вступают в противоречие с положениями уголовно-исполнительного законодательства и предполагают возможность обращения взыскания не только на доходы должника, то есть периодические выплаты, получаемые им в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, но также на денежные средства. Данные положения направлены на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, а также на соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Кроме того, ни УИК РФ, ни Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ не наделяют работников исправительных учреждений правом проверять, по существу, постановления судебного пристава-исполнителя, при формальном соответствии их действующему закону.
В соответствии с п. 1 ст. 1064, ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности причинителя вреда должно быть доказано наличие совокупности следующих условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить ответчик, а потерпевший в свою очередь представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Нормами ст. 15 и 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу ст. 151 ГК РФ, ст. 1099 и ст. 1100 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными, в т.ч. и главой 59 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ (относящейся к главе 59 ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В настоящем случае, судом не установлено, что действия ответчиков носили незаконный характер, напротив, установлено отсутствие нарушения закона при исполнении ответчиками своих обязанностей.
По этим причинам, в удовлетворении требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. ст. 227.1 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Безрукова В.М. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, бухгалтеру Слинько Н.А. и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании убытков и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 25 января 2024 года.
11RS0005-01-2023-003779-71