Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3353/2024 ~ М-2855/2024 от 18.06.2024

Дело № 2-3353/2024

73RS0001-01-2024-004419-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2024 г.                                                                                                                  г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Борисовой Е.С. при секретаре Пермогорской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Денисова ФИО9, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Денисова В.И., обратился в суд с иском к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Денисова В.И. техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (далее - ТСР), компенсации истцу Денисову В.И. морального вреда в сумме 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик вопреки условиям индивидуальной программы реабилитации не обеспечил истца ТСР. В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Лобосова Н.А. и представитель Денисова В.И. Денисов И.В. на удовлетворении иска настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Денисов И.В. также пояснил, что ОСФР по Ульяновской области не своевременно обеспечивает его сына ТСР, компенсация ввиду самостоятельного приобретения ТСР возвращается не в полном размере, а в случае приобретения ТСР по средством интернета, отсутствуют чеки, которые подлежат предъявлению в ОСФР для такой компенсации. Был обеспечен <данные изъяты> <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 350 шт. по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Кудряшова Н.Н. в суд не явилась, в отзыве просила в иске отказать, указала, что ответчиком принимаются меры по обеспечению истца Техническими средствами реабилитации в соответствии с установленным законодательством порядком. Так, Денисов В.И. был обеспечен <данные изъяты>) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, сформировано направление от ДД.ММ.ГГГГ на получение 270 шт., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи в отделение не поступал, был обеспечен <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечение Денисова В.И. ТСР в натуре за прошлый период, как сформулировано требование в исковом заявлении, с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством не предусмотрено. Считают, что оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется, поскольку безусловно подтверждающих доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения ТСР не имеется, заявленный размер компенсации морального вреда завышен.

Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Соловьева Н.Н. в отзыве оставила разрешение иска на усмотрение суда, указала, что истец в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, среди которых <данные изъяты>

Выслушав помощника прокурора Лобосову Н.А., представителя Денисова В.И. - Денисова И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24,11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные, протезы (за исключением высокофункциональных протезов с микропроцессорным управлением) и ортезы, высокофункциональные протезы с микропроцессорным управлением, ортопедическая обувь, противопролежневые матрацы и подушки, приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, специальная одежда, специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения, собаки-проводники с комплектом снаряжения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, сигнализаторы звука световые и вибрационные, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом, голосообразующие аппараты, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), абсорбирующее белье, подгузники, кресла-стулья с санитарным оснащением, брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа, вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Постановлением Правительства России от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты России и высшим исполнительным органом субъекта России соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством.

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану);

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Согласно пункту 15(1) Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

В настоящее время полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Ульяновской области осуществляет ОСФР по Ульяновской области.

В судебном заседании установлено следующее.

Денисов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, среди которых <данные изъяты>).

Денисов В.И. был обеспечен <данные изъяты>) за период с 09.12.2023 по 22.01.2024 по акту приема-передачи от 09.12.2023, 08.03.2024 по 06.04.2024 по акту приема-передачи от 08.02.2024, за период с 07.04.2024 по 06.05.2024 по акту приема-передачи от 17.02.2024, за период с 07.05.2024 по 05.07.2024 по акту приема передачи от 16.04.2024, сформировано направление от 10.06.2024 на получение 270 шт., по состоянию на 09.07.2024 акт приема-передачи в отделение не поступал.

Таким образом, Денисов В.И. не был обеспечен <данные изъяты>) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Денисов В.И. был обеспечен <данные изъяты> за период с 13.10.2023 по 11.12.2023 в количестве 360 штук по акту приема-передачи от 07.09.2023, за период с 12.12.2023 по 10.03.2024 в количестве 540 штук по акту приема-передачи от 20.11.2023, за период с 08.05.2024 по 04.07.2024 в количестве 350 штук по акту приема-передачи от 08.05.2024.

Таким образом, Денисов В.И. не был обеспечен <данные изъяты> за период с 11.03.2024 по 07.05.2024.

Суд приходит к выводу, что ответчик не исполнил обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации надлежащим образом.

Непредставление технических средств реабилитации по объективным, независящим от ответчика причинам, не может умалять право истца на получение технического средства реабилитации. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.

Вместе с тем суд усматривает основания для компенсации истцу морального вреда.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Заявленная компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. является завышенной. Указанная сумма подлежит уменьшению до 5 000 руб.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате бездействия ответчика истец был лишен возможности своевременно получить необходимое ему для достижения целей реабилитации технические средства реабилитации, а именно <данные изъяты>) за период с 23.01.2024 по 07.03.2024 (45 дней), <данные изъяты> за период с 11.03.2024 по 07.05.2024 (58 дней).

При определении размера морального вреда характер имеющегося у него заболевания и нуждаемость в постоянном постороннем уходе, инвалидность 1 группы, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, отсутствие необратимых последствий у истца вследствие необеспечения техническим средством реабилитации, необходимость соблюдения ответчиком процедуры при заключении государственных контрактов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также требования разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон.

Денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. позволяет максимально возместить причиненный моральный вред, восстановить нарушенное право истца, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, отвечает принципам разумности и справедливости, учитывает баланс интересов сторон.

При таких обстоятельствах иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Денисова ФИО10, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Денисова ФИО11, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Денисова ФИО12 в счёт компенсации морального вреда 5 000 руб.

В остальном в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Е.С. Борисова

Срок изготовления мотивированного решения 23.07.2024

2-3353/2024 ~ М-2855/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в инт. Денисова Виктора Ивановича
Денисов В.И.
Ответчики
ОСФР по Ульяновской области
Другие
ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Борисова Е. С.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее