УИД 75RS0013-01-2023-002258-88
Дело № 2-790/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Карымское 22 декабря 2023 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего - судьи Кау-зже О.В.,
при секретаре судебного заседания Вороновой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Карымского района Забайкальского края Быстрова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карымского района Забайкальского края действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж» (третьи лица Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское», администрация муниципального района «Карымский район», Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края) о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карымского района Забайкальского края обратился в Карымский районный суд с названным исковым заявлением, в обоснование указывая, что на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское» <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность ресурсоснабжающая организация ООО «Металлстроймонтаж», в эксплуатации которой находится объект жилищно-коммунального хозяйства – котельная, предназначенная для теплоснабжения потребителей «муниципального района «<адрес>» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. С целью поставки угля на вышеуказанную котельную ООО «Метыллстроймонтаж» с ИП ФИО4 заключен договор поставки твердого топлива (угля) № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.8.1 договора поставки топлива осуществляется с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ. Неснижаемый нормативный запас топлива для котельных, сжигающих уголь, составляет 7 суток. В нарушение требований законодательства ООО «Металлстроймонтаж» не принимает достаточных мер для создания необходимого запаса топлива на эксплуатируемой им котельной. Так, на котельной ООО «Металлстроймонтаж» для выработки тепловой энергии используется твердое топливо (уголь). Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на котельной городского поселения «Курорт-Дарасунское», расположенной по <адрес> достаточный объем нормативного запаса угля отсутствовал. В частности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период, на который в наличии указанной котельной имелся нормативный запас угля, составлял 6,9 суток, на ДД.ММ.ГГГГ - 5,9 суток. Указанные сведения предоставлены директором ООО «Металлстроймонтаж» ФИО2 в ответ на требование прокуратуры района о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ Непринятие необходимых мер руководством ООО «Металлстроймонтаж» по обеспечению 7-суточного неснижаемого запаса топлива в достаточном количестве ставит под угрозу работоспособность объектов, подающих тепло в жилые помещения, а также влечет нарушение прав потребителей на оказание коммунальных услуг надлежащего качества. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан. Индивидуализировать граждан, чьи права нарушены, не представляется возможным, поскольку в течение отопительного сезона 2023-2024 гг. круг лиц, проживающих в многоквартирных домах, отапливаемых указанной котельной, может неоднократно меняться, в том числе в связи со сменой места жительства жильцов, (убытием прежних жильцов, прибытием новых жителей, а также естественным приростом населения). Кроме того, пострадавшим в случае аварийной ситуации либо при неисполнении обязанности по предоставлению коммунальных услуг в отопительный сезон 2"2 23- 2024 гг., может стать любой гражданин. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж» создать неснижаемый нормативный запас твердого топлива (угля) на котельной, необходимый для надлежащего оказания коммунальных услуг до окончания отопительного сезона 2023-2024 гг., в размере, обеспечивающем работу котельной района не менее 7 суток.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ООО «Металлстроймонтаж» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся своервменно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское», администрации муниципального района «<адрес>» и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальскогок рая в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещались своевременно и надлежащим образом.
Принимая во внимание, что стороны уведомлялись о дате, времени и месте своевременно и надлежащим образом, суд с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации здоровье людей охраняется (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Из положений подп. 4, 6 ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что теплоснабжающая и теплосетевая организации обязаны обеспечить надежность теплоснабжения, соблюдение требований к параметрам режима потребления тепловой энергии.
Как следует из представленных материалов ресурсоснабжающей организацией в <адрес>, обеспечивающей подачу тепловой энергии гражданам, является ООО «Металлстроймонтаж», котельная которого расположена по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№ директором ООО «Металлстроймонтаж» является ФИО2.
В силу подп. 7 и 8 п. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Во исполнение вышеуказанных требований закона Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее - Порядок определения нормативов запасов топлива №).
Исходя из положений п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива №, норматив запаса топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В соответствии с п. 3 Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон» (далее - Порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива №) собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон.
Как следует из п. 4 Порядка определения нормативов запасов топлива №, ННЗТ на отопительных котельных определяется с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
Согласно п. 10 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива № владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного топлива уголь и (или) торф, создают общий нормативный запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ), который состоит из неснижаемого нормативного запаса резервного топлива (далее - ННЗТ), нормативного эксплуатационного запаса резервного топлива (далее - НЭЗТ), а также нормативный запас вспомогательного топлива (далее - НВЗТ).
В силу п. 12 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива № владельцы тепловых электростанций должны использовать ННЗТ при полном отсутствии НЭЗТ для обеспечения функционирования тепловых электростанций в режиме выживания в соответствии с п. 117 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем №).
Пунктом 20 Порядка определения нормативов запасов топлива № установлено, что ННЗТ определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1, из которой следует, что при доставке твердого топлива железнодорожным транспортом объем неснижаемого нормативного запаса топлива должен быть обеспечен не менее чем на 14 суток, автотранспортом - не менее чем на 7 суток.
Согласно п. 117 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем № 937 на тепловых электростанциях.
обеспечивается создание, хранение и поддержание запасов топлива в соответствии с порядком создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива (в том числе в отопительный сезон), утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При снижении фактически имеющихся запасов топлива на тепловой электростанции до уровня нормативного неснижаемого запаса топлива владельцем тепловой электростанции принимается решение о переходе тепловой электростанции в режим выживания, при котором работа тепловой электростанции осуществляется с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузками.
В соответствии с п. 13 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива № владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного топлива другие виды топлива, не указанные в абзаце первом настоящего пункта (в том числе уголь, торф, мазут, получаемый не по трубопроводу, а также иные виды топлива, предусмотренные технической документацией генерирующего оборудован. ННЗТ основного топлива, который должен обеспечивать работу ТЭС в режиме выживания в течение 7 суток.
В силу вышеизложенного, неснижаемый нормативный запас топлива для котельных, сжигающих уголь, составляет 7 суток.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Металлстроймонтаж» на требование прокурора <адрес> следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на котельной городского поселения «Курорт-Дарасунское», расположенной по <адрес> достаточный объем нормативного запаса угля отсутствовал, в частности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период, на который в наличии указанной котельной имелся нормативный запас угля, составлял 6,9 суток, на ДД.ММ.ГГГГ - 5,9 суток. Указанное обстоятельство сложилось в связи с перебоями поставки топлива поставщиком, однако ДД.ММ.ГГГГ поставки были возобновлены, на котельную доставлено 117,52 тонны угля.
В соответствии с п. 2 раздела I Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Порядок предоставления коммунальных услуг) коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из содержания п. 3 раздела II Порядка предоставления коммунальных услуг следует, что одним из условий предоставления коммунальной услуги отопления является предоставление потребителю круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № данного Постановления.
Пунктами 31, 151 Постановления предусмотрены обязанности исполнителя услуг: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
На основании п. ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно- эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для жизнедеятельности.
Положения статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляют, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на котельной расположенной по адресу: <адрес> деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией осуществляет ООО «Металлстроймонтаж». На котельной для выработки тепловой энергии ООО «Металлстроймонтаж» используется твердое топливо (уголь).
Поставка угля для котельной осуществляется автомобильным транспортом в соответствии с договором поставки заключенным ООО «Металлстроймонтаж» с ИП Холодова.
В ходе проверки прокуратурой района выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Металлстроймонтаж» допускались факты необеспечения неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной – объем неснижаемого нормативного запаса топлива составлял менее 7 суток.
В частности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период, на который в наличии указанной котельной имелся нормативный запас угля, составлял полных 6 суток, на ДД.ММ.ГГГГ – 5 суток.
ООО «Металлстроймонтаж» не оспаривались имевшие место факты сокращения запаса топлива ниже нормативных на котельной, используемой на основании договора безвозмездного пользования. Ответчиком указано, что причиной этому стали перебои поставки топлива поставщиком.
Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая, что отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной ставит под угрозу работоспособность котельной, подающей тепло в жилые помещения, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и неблагоприятным последствиям, повлечь за собой массовые нарушения прав потребителей на получение услуг теплоснабжения, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Запас топлива должен быть создан в целях обеспечения работы котельной в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпания нормативного эксплуатационного запаса топлива (перерывы в поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) и необходим для надежной и стабильной работы котельной.
С учетом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, суд соглашается с доводами прокурора о том, что решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж» создать на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, неснижаемый нормативный запас твердого топлива (угля), необходимый для надлежащего оказания коммунальных услуг до окончания отопительного сезона 2023-2024 гг., в размере, обеспечивающем работу котельной района не менее 7 суток.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Кау-зже
Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.