Дело № 2 – 64/2024 копия
УИД 81RS0001-01-2024-000098-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Андросенко О.В.
при секретаре судебного заседания Коробейниковой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Косинского муниципального округа Пермского края о признании права на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Косинского муниципального округа Пермского края о признании за ним права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что является участником жилищной программы и письмом администрации от 05.04.2024 уведомлен о том, что не может быть отнесен к категории граждан, не имеющим жилья для постоянного проживания по причине отказа от участия в приватизации жилого помещения, в связи с чем отсутствие возможности предоставления обязательства о сдаче жилого помещения лишает его права на получение жилищного сертификата. Считает, что отсутствие в его собственности жилых помещений не является основанием для лишения его права на получение социальной выплаты.
Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования ФИО1 поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Косинского муниципального округа Пермского края Колесникова О.В. в судебном заседании пояснила, что поскольку заявитель отказался от права собственности в порядке приватизации, приобретя пожизненное право пользования жилым помещением, обязательство о передаче жилья в муниципальную собственность не может быть выполнено, в связи с чем право на получении субсидии без передачи жилого помещения необходимо установить в судебном порядке. В противном же случае, у администрации Косинского муниципального округа отсутствует возможность составить гарантийное письмо с подтверждением у данной семьи права на получение жилищного сертификата, в связи с чем учетное дело в Министерство строительства Пермского края не будет направлено.
Представитель Министерства строительства Пермского края при сведениях о надлежащем извещении в судебное заседание не явился, в письменном отзыве представитель Мавляутдинов А.Р. просил в иске отказать, дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Косинский район Пермского края с 1992 года относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Согласно статье 6 данного Федерального закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.20226 № 153 (в редакции от 16.12.2022), обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность может быть принято участниками комплекса процессных мероприятий лишь в том случае, если указанные граждане имеют жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, либо, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно пунктам 3.2 и 3.3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 «Об утверждении порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», органы местного самоуправления ежегодно в срок до 25 января передают по акту приема-передачи специалистам отдела учетные дела граждан, включенных в сводный список получателей сертификатов, при этом, орган местного самоуправления передает учетное дело с письмом, в котором гарантирует, что документы учетного дела проверены и подтверждают право гражданина на получение государственного жилищного сертификата (гарантийное письмо).
Из материалов дела следует и судом установлено, что семья ФИО1 (ФИО1 - заявитель, ФИО10 – сын) состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с 28.11.2017 – учетное дело № 1565 (л.д.9-62).
Рабочей комиссией по вопросам переселения граждан при администрации Косинского муниципального округа Пермского края 05.04.2024 ФИО1 уведомлен о том, что в соответствии с письмом Министерства строительства Пермского края от 28.03.2024 №35-04-01-317 «О предоставлении учетного дела ФИО1» его учетное дело должно быть представлено в Министерство строительства Пермского края до 12.04.2024 для проверки и подготовки к выдаче государственного жилищного сертификата. Однако, учитывая, что ФИО1 сохранил право бессрочного пользования жилым помещением, от приватизации которого отказался, следовательно обеспечен жильем для постоянного проживания и не может предоставить обязательство о сдаче жилого помещения в муниципальную собственность, в связи с чем жилищный сертификат не может быть предоставлен (л.д. 8).
Судом также установлено, что согласно договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № 11 от 21.04.2009 на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 № 15-41-1 ФИО6 (жене заявителя) передана в собственность квартира по адресу: <адрес> (л.д. 57-58).
Согласно выпискам из ЕГРН на основании договора купли-продажи правообладателями жилого помещения по адресу: <адрес> с 19.04.2013 являются ФИО7, ФИО8, ФИО9 (л.д.50-56).
ФИО1 и ФИО10 зарегистрированы и проживают по данному адресу (л.д. 18, 25 48-49). Жилых помещений на праве собственности не имеют (л.д. 32-36).
При постановке ФИО1 на учет для получения жилищной субсидии с ФИО1 обязательство о передаче жилого помещения уполномоченным органом не истребовано. От участия в приватизации ФИО1 отказался более 15 лет назад, правопритязаний на данное имущество не заявлял. Право истца на получение жилищной субсидии с составом семьи из двух человек сохранялось и не оспаривалось уполномоченными органами.
Из положений Федерального закона № 125-ФЗ, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 № 153, следует, что передача жилого помещения муниципальному органу и его освобождение возлагаются на гражданина, проживающего в занимаемом им жилом помещении по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности.
Кроме того, данный Федеральный закон, Правила № 153 устанавливают возможность уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на сумму, составляющую стоимость отчужденного жилья.
Отсутствие обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность в случае отчуждения получателем жилищной субсидии или членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не лишают его права на получение указанной социальной выплаты, поскольку законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и о возможности уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.
Кроме того, Правила № 153 не связывают возможность отказа гражданину в выдаче государственного жилищного сертификата с неисполнением не возникших у него обязательств и данное обстоятельство не влечет снятия гражданина с соответствующего жилищного учета.
Право пользования жилым помещением, возникшее у ФИО1 в связи с его отказом от приватизации, не предусмотрено в качестве основания для отказа гражданину в реализации его прав на получение жилищной субсидии, в связи с чем решение ответчика о невозможности предоставления истцу жилищного сертификата не соответствует требованиям законодательства.
Правового механизма передачи заявителем (участником) жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, принадлежащего на праве собственности иному гражданину, жилищная программа не предусматривает.
Таким образом, в данном случае непризнание за истцом права на получение социальной выплаты без передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления является необоснованным.
На основании изложенного и учитывая отсутствие возможности предоставить обязательство о передаче, в том числе и занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать за ФИО1 - участником комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", право на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ